Главная / Происшествия

Разлив 20 000 тонн нефтепродуктов в Норильске загрязняет Арктику – на очистку могут уйти десятилетия

Александр Алексеенко - 15.07.20 (обновлено 15.07.20)

После того, как в конце мая в Норильске на севере России произошел обвал резервуара, в окружающую среду было выброшено 20 000 тонн дизельного топлива. Сильные течения заставили нефть распространяться более чем в 12 милях от источника, загрязняя близлежащие реки, озера и окружающую почву. Возможно, разлив не привлек к себе международного внимания, поскольку это произошло в разгар глобальной пандемии и всего через несколько дней после смерти афроамериканца Джорджа Флойда, что вызвало волну протестов Black Lives Matter. Но разлив был серьезной катастрофой с серьезными последствиями.

Эксперты по арктическим экосистемам весьма обеспокоены долгосрочными последствиями этого разлива дизельного топлива в таких нетронутых средах, где холодные и суровые условия означают, что срок их службы ограничен. В то время, как известно, что бактерии «очищают» разливы нефти в других странах мира, в Арктике их низкое количество и низкие показатели активности могут означать, что дизельные продукты могут сохраняться годами, если не десятилетиями.

Содержание:

  1. Разлив дизеля отличается от разлива нефти
  2. Как реагируют различные части экосистемы
  3. Это, вероятно, случится снова

катастрофаФото: https://moya-planeta.ru/

Разлив дизеля отличается от разлива нефти

Крупные разливы нефти, такие как Exxon Valdez в 1989 году или Deepwater Horizon в 2010 году, связаны с густой, мутной сырой нефтью, которая находится на поверхности морской воды. Для такого рода разливов наилучшая практика очистки хорошо известна. Тем не менее, недавний разлив в Норильске привел к тому, что в пресной воде стало меньше жидкого дизельного масла, что затрудняет очистку.

Дизельное масло содержит от 2000 до 4000 видов углеводородов (природные строительные блоки ископаемого топлива), которые по-разному разрушаются в окружающей среде. Как правило, 50% или более могут испаряться в течение нескольких часов и дней, нанося вред окружающей среде и вызывая проблемы с дыханием у людей поблизости.

Другие, более стойкие химические вещества, могут связываться с водорослями и микроорганизмами в воде, создавая токсичный ил на дне водоемов. Это создает впечатление, что загрязнение было удалено и больше не представляет угрозы. Однако этот осадок может сохраняться месяцами или годами.

норильскФото: https://www.rbc.ru/

Как реагируют различные части экосистемы

В нижней части пищевой цепи в реках и озерах находятся микроскопические растения и водоросли, которым необходим солнечный свет для создания энергии посредством фотосинтеза. Когда нефть впервые попадает в воду, она садится на поверхность и образует своего рода маслянистый солнцезащитный блок, поэтому количество этих организмов быстро уменьшается. Зоопланктон (крошечные животные), которые питаются ими, также со временем отмирают. Со временем ветер и потоки помогают рассеивать этот маслянистый слой, но некоторое количество нефти оседает на дно, и с уменьшением количества хищников водоросли возвращаются в еще большем количестве.

Почвы в российской Арктике несут меньше организмов, чем где-либо еще в мире, благодаря холодным и суровым условиям, где почва часто замерзает, жидкой воды мало, как и мало питательных веществ. Но, тем не менее, эти почвы все еще кишат жизнью и сильно пострадали от разливов нефти. Первоначально масло покрывает частицы почвы, уменьшая их способность поглощать воду и питательные вещества, отрицательно влияя на почвенные организмы, поскольку они не могут получить доступ к пище и воде, необходимой для выживания. Это маслянистое покрытие может сохраняться годами, так как его очень трудно смыть, поэтому почву часто приходится удалять физически.

По состоянию на 6 июля горнодобывающая компания Nornickel, владеющая резервуаром для хранения дизеля, сообщила, что она удалила 185 000 тонн загрязненной почвы (примерно в 14 раз больше веса Бруклинского моста). Почва хранится на месте для «очистки» сертифицированными специалистами по загрязнению к началу сентября. «Очищенная» почва, вероятно, будет возвращена на прежнее место. Кроме того, вода из 13 бассейнов, загрязненная топливом, была перекачана из реки на близлежащую промышленную площадку, где будут отделяться вредные химические вещества, и «чистая» вода, вероятно, будет возвращена в реку.

Это лучше, чем ничего, хотя токсины, вероятно, останутся как в воде, так и в почве. В течение месяцев и лет эти токсины будут накапливаться в пищевой цепи, начиная с микроскопических организмов и в конечном итоге вызывая проблемы со здоровьем у более крупных организмов, таких как рыба и птица. Теоретически, некоторые из этих небольших, практически невидимых организмов, как в почве, так и в пресной воде, могут быть частью решения. Дизельное топливо содержит углерод (который необходим для всей жизни), и некоторые микроорганизмы действительно размножаются при разливах топлива, помогая разрушать загрязняющие вещества, используя углерод в качестве источника пищи.

экологияФото: https://tass.ru/

Обычно холодные арктические условия препятствуют микробной активности и биодеградации. Нынешняя арктическая волна тепла может первоначально ускорить этот процесс, позволяя разлагающимся в нефти микроорганизмам расти, размножаться и потреблять эти загрязнители быстрее, чем обычно. Но из-за нехватки в регионе воды, а также азота и фосфора, необходимого для роста, даже тепловая волна может очень сильно помочь этим микроорганизмам.

Это, вероятно, случится снова

Российские власти обвинили в обвале плохое состояние топливного бака и потребовали от Норникеля выплатить «добровольную компенсацию» за ущерб окружающей среде. Норникель отрицает небрежность и говорит, что топливный бак вышел из строя из-за быстрого оттаивания вечной мерзлоты. И действительно, весной этого года в Сибири температура была на 10 °C выше, чем в среднем, а вечная мерзлота, лежащая в основе большей части России, делает регион крайне уязвимым для потепления климата. Это также приводит к тому, что 45% месторождений нефти и газа в российской Арктике подвержены риску нестабильности инфраструктуры из-за оттаивания вечной мерзлоты.

Без более строгих правил для улучшения существующей инфраструктуры, вероятно, произойдет больше разливов, особенно с учетом того, как быстро тает вечная мерзлота в этих областях, вызывая нестабильность почвы. Хотя природа и ее микробные сообщества, разлагающие нефть, могут помочь убрать наш беспорядок, нам следует избегать полагаться в значительной степени на невидимую силу, которую мы до конца не понимаем, чтобы решить гораздо большую проблему, созданную человеком. И как окружение, уже находящееся на грани опустошения, может полностью восстановиться?