Год из года преступники становятся всё моложе, а преступления – всё изощрённее. По данным российского МВД, в прошлом году каждое двадцать седьмое преступление в стране совершалось несовершеннолетними или при их участии.
И хотя 2018 год дал некоторое снижения числа «малолетних» злодеяний, и его точно не сравнить с лихими девяностыми, уровень детской и подростковой преступности остаётся высоким. При этом одним из сопровождающих факторов таких преступлений остаётся жестокость. «Экспресс-Новости» - на актуальную тему.
Не первый день в России витают в воздухе предложения сажать с двенадцати лет. Мол, порог жестокости малолеток давно и успешно преодолен. «Верхи» пока молчат, словно оттуда не видно, что российские детки-головорезы не отстают, а во многих случаях превосходят по жестокости взрослых преступников.
Законопроект о привлечении к уголовной ответственности детей с 12 лет за совершение определённых видов тяжких и особо тяжких преступлений был разработан не сегодня. Не сегодня и отклонён – до «лучших времен». А пока «воз» и ныне там.
Однако малолетняя преступность – это далеко не только российская проблема. С ней борются во всем мире. И везде - по-своему. В странах Евросоюза возраст привлечения к ответственности варьируется от 13 до 18 лет, а в США и Великобритании уголовному наказанию подлежат даже младшие школьники.
В некоторых странах вообще отказались от установления минимального возраста, что в принципе позволяет привлекать ребенка с момента рождения. Абсурд? Может быть – если не знать, что порой творят детки, которым еще, казалось, с машинками в песочнице играть.
Кстати, в нашей стране уголовная ответственность уже «снижалась» до 12-летнего возраста. В 1935 году постановление «О мерах борьбы с преступностью несовершеннолетних», чёрным по белому говорило, что несовершеннолетние, начиная с 12-летнего возраста, уличённые в совершении краж, в причинении насилия, телесных повреждений, увечий, в убийстве или в попытке к убийству, должны привлекаться к суду с применением всех мер уголовного наказания.
Может, не всё из тех суровых лет было таким уж неправильным? Наверное, мать замученной до смерти девочки, каждый день сталкиваясь с малолетними убийцами своей дочери, или одинокая старушка, у которой несовершеннолетние соседи убили супруга за то, что он курил на балконе рядом с их окном, и боящаяся теперь выходить из квартиры, того же мнения?