Главная / Общество

Учёные: кишечные бактерии влияют на мозг и настроение людей

Американские ученые из Северо-восточного университета Бостона выявили в кишечнике человека бактерии, использующие выделяемые мозгом вещества, сообщает New Scientist.

Руководитель исследования Филип Стрэндвиц и его коллеги установили, что недавно открытый вид кишечных бактерий KLE1738 растёт и размножается, только если кормить их молекулами гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК) – важнейшего тормозного нейромедиатора центральной нервной системы человека и других млекопитающих.

По словам учёных, ГАМК подавляет сигналы нервных клеток, что снимает возбуждение и оказывает успокаивающее действие. При этом аномально низкий уровень ГАМК в организме связывают с депрессиями и аффективными расстройствами. Из этого следует прямой вывод: микрофлора кишечника способна оказывать активное влияние на мозг и настроение человека.

Примечательно, что до 80% бактерий кишечной микрофлоры человека до сих пор не идентифицированы. Это связано, прежде всего, со сложностями лабораторного культивирования микробов.

Ученые отмечают, что полученные ими в результате изучения бактерий KLE1738 данные являются первым доказательством того, что микрофлора кишечника оказывает влияние на эмоциональное состояние человека.

На данном этапе исследователи пытаются выявить другие кишечные микробы, которые также потребляют ГАМК или даже вырабатывают ее сами. В дальнейшем информация о кишечной микрофлоре может быть использована во время разработки новых антидепрессантов.

В 2011 году другой коллектив исследователей выяснил, что кишечные бактерии Lactobacillus rhamnosus заметно влияют на активность ГАМК в мозге мышей. Однако сейчас учёные из Бостона выяснили, что при удалении блуждающего нерва этот эффект исчезает. В настоящее время Стрэндвиц пытается обнаружить другие кишечные микробы, также потребляющие (или вырабатывающие) ГАМК, чтобы использовать эти знания в разработке новых антидепрессантов.