Главная / Экономика

Российская Федерация продолжит поставки нефти в Беларусь


Путин и Лукашенко урегулировали нефтегазовый спор двух стран, который продолжался с начала 2016 года. Cледующий конфликт не за горами?

Беспошлинные поставки российской нефти в Белоруссию увеличатся с 13 апреля только в том случае, если Минск доплатит за поставленный газ, заявил вице-премьер Аркадий Дворкович (его слова передает РИА «Новости»). Ранее заместитель главы белорусского правительства Владимир Семашко сообщил, что Минск договорился с Москвой о возобновлении ежегодных поставок нефти в объеме 24 миллиона тонн до 2024 года включительно не позднее 13 апреля.

В понедельник президенты России и Белоруссии Владимир Путин и Александр Лукашенко договорились о том, как будет урегулирован нефтегазовый спор двух стран, который длится с начала 2016 года. Минск считал цену на российский газ несправедливой и в одностороннем порядке стал платить меньше. Россия, в свою очередь, заявила о снижении беспошлинных поставок нефти в Белоруссию. В Москве связали это как с недоплатой за газ, так и с недопоставками нефтепродуктов в Россию.

Начиная с середины «нулевых» и года не проходит, чтобы между Москвой и Минском не разразился очередной экономический конфликт, а то и настоящая торговая «война». Почему между Россией и Белоруссией, формально входящими в состав единого союзного государства постоянно «искрит»?

Ответов много. Вот один из них: с некоторого времени (говоря точнее, с момента возобновления геополитической напряженности c Западом) экономические вопросы в отношениях с Белоруссией оказались теснейшим образом переплетены с внешнеполитическими. А внешняя (она же гео-) политика для сегодняшнего российского руководства ключевой приоритет.

Сложно представить, какие аргументы мог бы использовать Александр Лукашенко (или его представители) торгуясь по цене на газ с ельцинским окружением, тем же Александром Волошиными или Валентином Юмашевым. А вот что говорит и (о чем красноречиво молчит) Лукашенко в ходе «торговли» с Владимиром Путиным — совершенно очевидно. Про НАТО, военное сотрудничество, реинтеграцию постсоветского пространства, позиции Лукашенко по Украине и так далее.

Итог: если в конфликте вокруг «Славнефти», разразившемся на заре правления Владимира Путина мнение белорусского президента было проигнорировано, то сегодня у Александра Лукашенко в экономических вопросах, затрагивающих российско-белорусские отношения, есть «золотая акция» и право голоса. Как глава Белоруссии ими пользуется — в галерее Forbes.

Битва за «Славнефть»

Компания «Славнефть» зарегистрирована в 1994 году как совместное российско-белорусское предприятие. Акционерами «Славнефти» выступили Госкомимущество России с первоначальной долей в уставном капитале 86,3% и Мингосимущество Республики Беларусь (7,2%). Вкладом белорусской стороны был Мозырский НПЗ, российской — НПЗ в Ярославле, а так же ряд добывающих предприятий.

С 2000 года возглавлял компанию предприниматель Михаил Гуцериев. К 2002 в практическую плоскость встал вопрос приватизации «Славнефти». Интерес к компании проявляли «Сибнефть» Романа Абрамовича и Тюменская нефтяная компания (ТНК), принадлежавшая «Альфа-Групп» Михаила Фридмана и «Ренове» Виктора Вексельберга.

Надеясь остаться у руля компании и после приватизации, Михаил Гуцериев вступил в конфликт с людьми «Альфы». Его апогей пришелся на лето 2002 года, когда Гуцериев с бойцами ОМОНа и сотрудниками частных служб безопасности штурмовал центральный офис «Славнефти» на Пятницкой. Штаб-квартира компании несколько раз переходил из рук в руки. Но в итоге осталась за ставленниками ТНК.

Получив операционный контроль над компанией, ТНК и «Сибнефть» победили на приватизационном конкурсе по «Славнефти» и разделили активы компании между собой.

Александр Лукашенко в конфликте поддерживал Михаил Гуцериева, рассчитывая через него оказывать влияние на компанию. Однако на тот момент действенных рычагов влияние на Кремль у президента Белоруссии не оказалось. Белорусская доля была также приватизирована.