С 1 марта 2017 года в Российской Федерации аптеки в своей работе должны будут придерживаться новых правил. Теперь недопустимо любое скрытие информации фармацевтами относительно аналогов медпрепаратов, а также их стоимости.
Лекарства по рецепту с 1 марта 2017: в России изменились правила реализации лекарств
Теперь к аптекам и аптекарям будут применяться особые требования, за нарушение которых владельцев оштрафуют или лишат лицензии. Нелегальных игроков из-за нововведений станет в разы меньше, уверены эксперты. Но вместе с ними могут пропасть и мелкие участники отрасли.
Работники аптек с сегодняшнего дня обязаны рассказывать покупателям об аналогах лекарств и ценах на них. Кроме того, если покупатель захочет прочитать инструкцию, продавец не сможет ему в этом отказать.
Впрочем, добросовестные аптекари и раньше помогали покупателям — не по закону, а из-за этических соображений, объясняет эксперт фармрынка, директор по маркетингу и развитию фармдистрибьютора «Интер-С Групп» Анатолий Новиков. Теперь же эта норма закреплена законом. «С одной стороны, это ухудшит положение провизора, но если объективно, то это работа, которую фармацевт должен знать и уметь выполнять», — поясняет Новиков.
Екатерина Баглаева, юрист КА «Юков и партнеры», напоминает об уже действующем законе
«Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Он запрещает фармацевтам скрывать наличие более дешевых препаратов или предоставлять неполную или недостоверную информацию о наличии лекарств и их аналогов. Впрочем, по словам Баглаевой, все больше покупателей сегодня самостоятельно изучают информацию о лекарствах и их аналогах в интернете и идут в аптеку уже за определенным препаратом. «Далеко не всегда этот препарат оказывается наиболее дешевым аналогом», — подчеркивает Баглаева.
Информация о лекарствах, которые отпускаются без рецепта, теперь будет размещаться на постерах или рекламных воблерах — так, по мнению Минздрава, покупатель сможет сделать осознанный выбор. Что касается рецептурных лекарств, то их теперь будут хранить в отдельных закрытых шкафах, чтобы покупатели не могли брать их самостоятельно.
Согласно приказу, с 1 марта лекарственные препараты должны храниться на складах, площадь которых составляет не менее 150 квадратных метров. Более того, таблетки и микстуры должны быть разложены по полочкам, с учётом температурного режима, необходимого для того или иного медикамента. Доступ на такие склады строго ограничен, сотрудники, работающие с препаратами, требующими особых условий хранения, теперь будут регулярно проходить обязательный инструктаж. Впрочем, как и сотрудники розничной аптечной сети. А сами аптеки оборудуют специальными зонами для консультирования покупателей. А если площадь позволяет, то и зоной ожидания с сидячими местами, чтобы покупатели могли приобретать лекарства в комфортных условиях.
В некоторых регионах, например в Брянской области, по сообщениям местных СМИ утром 1 марта наблюдался ажиотаж. Покупатели, услышав об изменениях правил продажи лекарств, но точно не зная, в чем их суть, решили запастись ими впрок.
В столице, напротив, все спокойно. Например, в ближайшей от редакции аптеке одной из распространенных сетей о новых правилах торговли и хранения лекарств не слышали ни покупатели, ни сотрудники. «Ближе к вечеру, наверное, сообщат», — предположила продавец-консультант Лариса Бестанова.
Приказы Минздрава, считают фармацевты, на их работе никак не отразятся. Получив со склада препараты, они первым делом проверяют срок годности и сортируют лекарства в зависимости от условий хранения: одни на полку, другие в холодильник. Не дай бог, перепутать - сразу штраф. Ещё более строгое взыскание за продажу спиртосодержащих изделий более двух штук в одни руки. Психотропных изделий в свободной продаже нет. Их можно купить только в специализированных аптеках и строго по рецепту.
«В последние годы крупные ретейлеры, как правило, соблюдают правила хранения и реализации лекарств, — сказал «Парламентской газете» член Комитета Совета Федерации по социальной политике Владимир Круглый. - Данный приказ скорее для других участников рынка лекарственных средств, например перевозчиков. Вот к ним нередко предъявляют претензии».
«Данные приказы — неотъемлемая составляющая процесса оптимизации отрасли, — убежден руководитель экспертной группы Межрегиональной общественной организации «Ассоциация клинических фармакологов» Максим Фролов. — Это не революция, а скорее эволюция». На стоимости лекарств новые положения никак не отразятся, уверен он.
Здание, вывеска и 50 см от стены
Минздрав прописал правила и для аптечной инфраструктуры. Так, например, аптеки теперь должны находиться в зданиях и быть изолированными от других организаций. «Это необходимо для соблюдения техники безопасности и санитарных норм», — подчеркивает Екатерина Баглаева.
Однако требования касаются не только аптек, но и амбулаторий, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, расположенных в сельской местности. Это пугает Анатолия Новикова: «Не все они смогут находиться в помещении изолированно от других организаций». Возможно, опасается он, некоторым мелким игрокам придется уйти с рынка.
Согласно новым правилам, на вывеске должна быть указана информация о виде аптечной организации: «аптека», «аптечный пункт» или «аптечный киоск». В регионах собственники должны продублировать информацию на двух языках — государственном и родном. Кроме того, на вывеске должно быть полное и сокращенное название организации, а также часы работы. Если аптека открыта круглосуточно, то собственник обязан установить освещенную вывеску с информацией о работе в ночное время.
Такие требования лишь упорядочили различные правовые акты, которые уже давно регулировали отрасль, отмечает Киселев-Романов. Впрочем, некоторые новые правила Минздрава вызывают у экспертов вопросы. Так, например, устанавливать оборудование в аптеках теперь можно будет на расстоянии не менее полуметра от стен или другого оборудования. При этом площадь всего помещения не учитывается. Правило вводится для того, чтобы обеспечить свободный доступ для очистки, ремонта и технического обслуживания оборудования, а также сделать товары аптечного ассортимента более доступными для работника. «Эта норма сейчас активно обсуждается на экспертном уровне, и большинство не видит в ней смысла», — признается Киселев-Романов.