Обнаружены планеты, которые могут быть пригодны для жизни

Оказывается, это не просто пыль на объективе телескопа НАСА. Астрономы заметили семь планет земного размера, вращающихся вокруг соседней звезды. Некоторые или все из них могут содержать на своей поверхности воду и, возможно, жизнь.

Google обозначил поразительное открытие в Doodle, показывая семь планет, которые появляются в поле зрения телескопа Земли.

Что такое TRAPPIST-1?

TRAPPIST-1 означает Малый телескоп для наблюдения за планетами и планетезималями. Этим телескопом была открыта небольшоеая, тусклуюая звезда в созвездии Водолея, которая расположена на расстоянии менее чем 40 световых лет от Земли, или 235 триллионов миль. Об этом открытии объявили НАСА и исследовательская группа в среду, 22 февраля.

Семь планет вращаются вокруг TRAPPIST-1, с орбитами в пределах от полутора до 20 дней. Если бы TRAPPIST-1 было нашим солнцем, то все эти планеты поместиться бы внутри орбиты Меркурия. Планеты не имеют реальных имен. Они известны только по буквам, от «b» до «h». Буква «А» касается самой звезды.

Может ли эта солнечная система поддерживать жизнь?

Шесть «экзопланет» TRAPPIST-1 лежат в зоне умеренного климата, где температура поверхности колеблется в диапазоне от нуля до 100 ° С.

Из них, по крайней мере, три, как считается, способны иметь океаны, что увеличивает вероятность существования жизни.

Ни одна другая известная звездная система не содержит такого большого количества каменистых планет, размером с Землю.

Все открытые планеты примерно такого же размера, как Земля, Венера или чуть меньше. Из-за того, что родительская звезда такая тусклая, планеты нагреваются медленно, несмотря на то, что их орбиты намного меньше, чем у Меркурия (планета, ближайшая к Солнцу).

Ученые сообщили, что должны изучить их атмосферу, прежде чем определить, могут ли эти скалистые планеты поддерживать какую-то жизнь.

Как выглядят планеты и их солнечная система?

Кроме того, что планеты TRAPPIST-1 находятся на коротких орбитах, они непривычно близко расположены друг к другу, создавая в воображении образ из научной фантастики.

Если TRAPPIST-1 было бы нашим солнцем, все семь планет находились бы внутри орбиты Меркурия. Меркурий является наиболее внутренней планетой нашей Солнечной системы.

С точки зрения кого-то стоящего на поверхности одной из планет, некоторые из других миров будут казаться больше, чем Луна в небе Земли.

Посмотрев вверх, можно было бы увидеть их геологические особенности, океаны и облака планетарных соседей.

Ультрахолодная звезда в центре этой системы будет светить в 200 раз слабее, чем наше Солнце. И звезда будет светиться красным цветом, возможно лососевым, предполагают исследователи.

К чему все это радостное волнение?

Три из всех «экзопланет» TRAPPIST-1 расположены в так называемой зоне жизни, также известной как зона Златовласка, где созданы все условия для жидких океанов. Там не слишком много и не слишком мало звездной энергии, что значительно повышает вероятность жизни.

Все они примерно такого же размера, как Земля или Венера, или чуть меньше. Из-за того, что родительская звезда тусклая, планеты нагреваются медленно, несмотря на то, что их орбиты намного меньше, чем у Меркурия.

Ученые сообщили, что они должны изучить их атмосферу, прежде чем определить, могут ли эти скалистые планеты поддерживать какую-то жизнь.

Но лишь то, что планета находится в таком удачном месте, не означает, что там существует жизнь или когда-нибудь существовала.

Как ученые узнали о TRAPPIST-1?

Открытие, опубликованное в журнале Nature было сделано астрономами с использованием космического телескопа Спитцера НАСА.

Телескоп работает на инфракрасных лучах, которые светят ярче TRAPPIST-1, и может обнаружить крошечное затмение, происходящее, когда планета закрывает свет своей звезды.

Данные Спитцера позволили команде точно измерить размеры семи планет и оценить массы и плотности шести из них.

Спитцер, запущенный в 2003 году, не должен был выдержать в космосе так долго, но телескоп все еще делает большие открытия. Он следует за орбитой Земли вокруг Солнца, но вращается немного медленнее, а значит, со временем отдаляется от Земли. Сейчас телескоп находится на «последней» фазе, которая продлится до 2018 года.

Что такое экзопланета?

Экзопланета – это любая планета, которая находится за пределами нашей Солнечной системы, то есть все, что не вращается вокруг нашей звезды. Первая экзопланета была обнаружена в 1988 году, и с тех пор добавилось еще 3500.

Лишь незначительная часть из них способна поддерживать жизнь. Океан и близость к звезде – два фактора, которые ученые принимают во внимание.

Что дальше?

Ученые должны изучить атмосферы этих почти наверняка скалистых планет, прежде чем делать любые выводы о воде и жизни на них.

Космический телескоп Хаббл уже задействован и еще строится космический телескоп Джеймса Вебба, который присоединится к исследованиям в следующем году.

Уэбб будет искать газы, которые могут быть побочным продуктом жизни: кислорода, озона и метана. Ученые говорят, что пять лет нужно для того, чтобы получить данные со всех этих атмосфер, а также выяснить, есть ли вода и, возможно, жизнь на них.

Мнения экспертов

Томас Цурбухен, руководитель научного директората НАСА, сказал:

«Это дает нам подсказку о том, что вопрос о том, существует ли вторая Земля, уже не стоит. Стоит вопрос «когда». Вы можете себе представить, сколько там миров, которые могли бы иметь населенные экосистемы, которые мы можем исследовать».

Майкл Гиллон, астроном из университета Льежа в Бельгии и руководитель международной группы сказал:

«Это первый раз, когда так много планет находятся вокруг одной звезды».

Сара Сигер, астроном из Массачусетского технологического института, США, которая не является членом исследовательской группы сказала:

«Планеты TRAPPIST-1 делают поиск жизни в галактике неизбежным. Впервые в истории мы не должны спекулировать. Мы просто должны подождать и сделать наблюдения, посмотреть, что находится в атмосферах этих планет».

Британский астроном доктор Крис Коппервит из Университета Джона Мура в Ливерпуле, Англия, один из руководителей проекта, сказал:

«Открытие нескольких скалистых планет с температурой поверхности, которая позволяет существовать жидкой воде делают эту систему привлекательной для будущего поиска жизни».

Амори Х. М. Дж. Триад, астроном из Кембриджского университета, Англия, и член исследовательской группы, сказал:

«Я думаю, что мы сделали важный шаг в направлении поиска жизни. Если жизни удалось развиться и выпускать газы, аналогичные, тем, что у нас на Земле, тогда мы будем знать точно».

Что, если нет жизни на этих планетах?

И это неплохо. Если никакой жизни не будет найдено, ученые больше узнают о том, что помешало ей возникнуть. И поиски будут продолжаться...