Движение «Солидарность» объявило, что рассматривает в качестве будущего кандидата в президенты только лидера незарегистрированной Партии прогресса Алексея Навального. Тот использовал площадку прошедшего съезда для презентации своей программы. Активисты движения смогли задать ему самые разные вопросы, но некоторые ответы стали для них неожиданными. При этом Навальный при любой возможности подчеркивал, что именно он является единым кандидатом от объединенной оппозиции. Эксперты отмечают, что раз последней нет как таковой, то и это звание Навального пока выглядит весьма сомнительным.
Руководство «Солидарности» было переизбрано практически полностью: в состав федерального политсовета (ФПС) вошли экс-зампред ПАРНАСа Илья Яшин, адвокат Вадим Прохоров, координатор «Открытой России» Владимир Кара-Мурза, сооснователь Партии 5 декабря Сергей Давидис и др. Михаил Шнейдер, который сейчас состоит в руководстве ПАРНАСа, не переизбрался.
Он, кстати, попробовал внести поправку в заявление съезда, чтобы не концентрироваться только на Навальном, а сохранить возможность для поддержки других оппозиционеров. По всей видимости, Шнейдер имел в виду председателя ПАРНАСа Михаила Касьянова, который ранее не исключил, что будет претендовать на статус единого кандидата от оппозиции.
У самого Навального законодательных возможностей для участия в выборах, как известно, пока немного. Он, правда, так не считает, ссылаясь на Конституцию страны, в которой не прописано никаких расширенных криминальных фильтров. Свое выступление на съезде «Солидарности» Навальный сделал программным, после чего попросил делегатов поддержать его на президентских выборах в качестве единого кандидата от всей оппозиции. Именно с идеей всеобщих праймериз – в том числе и с участием парламентских партий – Навальный и пришел на съезд. Вопрос из зала о том, что закон может запретить ему баллотироваться, оппозиционер посчитал риторическим.
«Солидарность» получила колоссальный удар, когда был убит один из ее лидеров (Борис Немцов. – «НГ»), но сейчас она возродилась и укрепилась», – сказал Навальный. Немцова вообще во время мероприятия вспоминали почти по любому поводу. При этом Навальный именно по ходу своего выступления на съезде отказался отвечать на вопросы журналистов, заявив, что «не собирается превращать его в пресс-конференцию». Но от неудобных вопросов со стороны актвистов «Солидарности» это его не спасло. У политика спросили о Крыме, действиях по десоветизации – и о том, что надо будет делать, если на общеоппозиционнных праймериз, которые он предлагает провести, победит, скажем, лидер ЛДПР Владимир Жириновский.
Навальный ответил кратко: присоединение Крыма было незаконным, а поддержит он любого, кто выиграет праймериз, включая и Жириновского. «Десоветизация нам не нужна, нам нужна политическая конкуренция, разделение властей и децентрализация», – пояснил политик. После этого граждане России, по мнению Навального, уже сами смогут решить, хотят ли они, скажем, переименования улиц или перемещения каких-то памятников.
На вопрос «НГ» о своей позиции Навальный уточнил: все зависит от того, что вкладывается в понятие «десоветизация». На пояснение, что речь идет о десталинизации и декоммунизации, а также о люстрациях, он не исключил, что, может, и поддержал бы такой план: «Надо разработать пошаговый план, только давайте называть это не десоветизацией, а политической реформой». На замечание же о том, что Жириновский, если победит на праймериз, не будет представлять интересы демократической оппозиции, Навальный ответил категорически: «Интересы демократической оппозиции буду представлять я».
Позиция Навального вызвала вопросы даже у некоторых членов ФПС «Солидарности». Экс-лидер новосибирского ПАРНАСа Егор Савин заявил, что не понял высказываний Навального по Крыму – тот опять говорил о повторном референдуме. «То есть сначала мы что-то украли, а потом проводим референдум о том, надо ли это возвращать. Декоммунизация же однозначно нужна. Да и на широких праймериз, которые предлагает Навальный, скорее всего реально выиграет Жириновский», – сказал Савин «НГ». Правда, в той же ЛДПР скептически отнеслись к идее Навального – прежде всего потому, что он политически несерьезная фигура. В ответ от партии поступило предложение к КПРФ договориться о едином претенденте. Правда, в КПРФ все эти идеи отметили, пояснив, что будут искать кандидата, выражающего народно-патриотические настроения.
Яшин в своем выступлении на съезде дал понять, что одним только выдвижением Навального будущая деятельность «Солидарности», естественно, не ограничится. Он сообщил, что хочет сделать движение региональным, «готовым взять на себя ответственность за будущее страны», а не просто организацией двух столиц. «Весной мы объявим кампанию по призыву новых активистов», – пообещал лидер «Солидарности».
Вопрос о переформатировании в партию, по его словам, на данный момент не стоит, однако при необходимости его актуализируют на следующем съезде. Своими главными союзниками Яшин назвал Навального и Партию прогресса, добавив, что из «Яблока» и ПАРНАСа сотрудничество возможно с отдельными людьми, но не с этими организациями в целом.
Руководитель Центра политических и экономических реформ Николай Миронов сказал «НГ», что внутри оппозиции как раз и нет солидарности, что прошедший съезд одноименного движения и продемонстрировал. «Каждый сам за себя, а попытки выступать на общей площадке всегда заканчиваются тем, что кто-то пытается пиариться и перетягивать одеяло не на благо общих целей, а исключительно на себя», – подчеркнул эксперт. Он отметил, что таким образом и единого кандидата от так и не объединившейся оппозиции пока не наблюдается.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил «НГ», что Навальному нужна «Солидарность» по нескольким причинам. Во-первых, показать, что он стремится объединить разрозненных и раздробленных демократов. Во-вторых, избежать обвинений в «сектантстве» – что он преследует личные интересы, а не продвигает общее дело оппозиции. И, наконец, в-третьих, отметил эксперт, и Навальному, и «Солидарности» необходимо напоминать о себе.