Главная / Культура

Игги Поп вспоминает подражателей Боба Дилана и мучения Джо Перри

олностью одетый и сидящий в кресле Игги Поп — это наверняка не тот образ, который вы рисуете себе, представляя панк-рокера в начале своих заслуженных каникул. Однако именно таким он предстал перед аудиторией в шикарном магазине Rizzoli Books на Манхэттене. Впрочем, во всем, за исключением одежды, Игги был примерно таким, каким мы привыкли его видеть — с тощим загорелым лицом и волосами, расчесанными на прямой пробор.

На презентации книги «Total Chaos» рокер рассказал о том, как жил на «шоссе деревенщин» в Энн Арбор, штат Мичиган, гастролировал с MC5, записывался с Дэвидом Боуи и Джоном Кейлом, а также пришел к своему панковскому образу прямо посреди прилавков Кей-Марта.

В Нью-Йорке Поп рекламировал свой последний релиз в этом году — на его счету в 2016-м уже был альбом «Post Pop Depression» и документальный фильм «Gimme Danger. История Игги и The Stooges». Теперь он призывает прочесть «устную историю» The Stooges под названием «Total Chaos», которая появится в продаже 15 ноября.

Шикарный том содержит не только речи Игги, но и эссе его близких соратников — Джоша Хомма, Джоан Джетт, Дэйва Грола, Джонни Марра и других. Конферанс на презентации обеспечивали бывший менеджер Warner Brothers Джефф Голд и сам Поп. По словам Чета Вейзе, который представляет издательство Third Man Books, работа над текстом заняла в районе пяти лет.

Игги Поп рассказывает о гастролях, истории The Stooges в новой книге «Total Chaos», которая выходит 15 ноября в издательстве Third Man Books. Фото: Patrick Pantano

Рокер и бизнесмен, которые успели немного поработать на A&M в 1986 году, поговорили не только о книге, но и об опыте похода на концерт The Stooges, который порядком травмировал Голда. «В 1973 году я заплатил два с половиной бакса, чтобы послушать, как он полчаса поет про жопотрах, а потом падает на пол», — с гордостью пишет в предисловии Голд, отметивший, что именно так у него получилось завоевать доверие рокера и с ним подружиться. Ниже приводим пять вещей, которые нам удалось узнать из диалога между музыкантом и представителем индустрии звукозаписи.

1. Кей-Март — это первый храм глэм-рокерской моды

Первый концерт, который The Stooges сыграли в Нью-Йорке, случился на разогреве MC5 в World's Fair Pavilion в Квинсе. Также выступление известно как первое, когда Поп порезал себя на сцене — в том случае краем барабанной палочки. «Я тогда определенно поднял ставку, — рассказывал Игги. — Это уже был Нью-Йорк! На мне были короткие шорты Levi's, мокасины Minnetonka, и я исполнял стейджайвинг. Прыжки были длинными и опасными. А публика была (Игги вытягивает лицо)... В общем, это было чистое членовредительство».

Рассказывая о том, как он нашел собственный образ, Поп сводит все к одному месту — Кей-Марту. «Я шлялся по супермаркету и увидел эту серебристую перчатку на женском манекене. Тогда я подумал, что она меня точно сделает крутче. В общем, я послал кого надо в Кей-Март, и они накупили мне ящики этих серебристых перчаток, которые я надевал в день каждого концерта». Оставшиеся части образа нашлись в том же магазине. «Я обычно брал маленькую стеклянную бутылочку детского масла Johnson & Johnson, размазывал содержимое по лицу и телу, а потом покрывал себя золотыми и серебристыми блестками. Еще лаком для волос поливался. Был такой у Nestle — черный, золотой или серебристый. Жалко, что больше не попадается (смеется)».

2. Подражатели Боба Дилана были просто ужасны

В «Total Chaos» Игги Поп рассуждает на тему того, что хоть слов в песнях The Stooges и было немного, все они исполнялись ядрено и сочно. «Кругом тогда было столько Бобов Диланов, все они были просто ужасны, — вспоминал Поп, когда речь зашла о моде на бардов. — Они носили все эти эдвардианские рубашки с оборками и играли всякую муть. Извините, чуваки, где бы вы ни были, но это был просто кошмар».

«Сам-то по себе Дилан был замечательный. Но остальных надо было гнать взашей, — смеялся Поп. — Ну теперь-то я поспокойнее стал, но тогда, когда в жизни особо не клеилось, и ты видел, что кто-то рядом откровенным запредельным дерьмом занимается, ты просто зверел».

3. Игги Поп обломал кислотный трип Джо Перри в 1969 году

Поп рассказал на презентации, что когда The Stooges отправились на гастроли, у них была одна миссия — делать все, лишь бы никого не оставить равнодушными. «Мы были бастионом реакционного рок-н-ролла». Позитивная реакция людей в планы музыкантов не входила. «После встречи с нами они не должны были глаз сомкнуть», — отметил Поп. Одним из тех, кто мучился после шоу The Stooges от бессоницы, был молодой Джо Перри, который наткнулся на The Stooges, которые играли на разогреве у Grateful Dead в задрипанном клубе около бостонского Фенвэй-Парк в 1969 году. «Годы спустя Джо рассказывал мне, что концерт Grateful Dead он вообще не запомнил, зато я у него в памяти засел, — смеялся Игги. — Перри сообщил, что я там всем кислотный трип обломал».

4. Источником вдохновения для «Raw Power» изначально были The Beach Boys

«Я постоянно изводил себя мыслью, что меня никто не слышит, — рассказывал Игги Поп о работе над третьим диском The Stooges «Raw Power» в сентябре 1971 года. — Пришлось даже попробовать некоторые гармонии Beach Boys, чтобы зазвучать более музыкально. Это был просто бред. Там есть звук клавишных — это я играю несколько нот, чтобы сбить с себя панику. Но ничего все равно не работало». Человеком, который полностью избавил Игги от фрустраций и завершил сложный диск, стал учитель Игги — Дэвид Боуи.

«С ним всегда было прикольно в студии, — говорит о нем Поп. — Он постоянно притаскивал какие-то новые приборы». Игги вспоминает, что объектом вожделения Дэвида в те времена был странный инструмент под названием Первый Куб. «Он был похож на бонг, — смеялся на презентации Игги. — Через эту трубу мы пропускали разные звуки, чтобы добиться искаженного эффекта. Он использован в «Gimme Danger». И еще через него пропущен звук ударных в «Your Pretty Face Is Going To Hell».

5. У Фреда «Соника» Смита из MC5 были свои нежные черты

Когда Попу задали вопрос: что у него ассоциируется с музыкой Детройта, Игги назвал одно имя: Фред Смит. Они были из одного теста — оба из семей рабочих с юга, которые трудились на фабриках. «Тех ребят, которые причаливали домой, открывали банку Schlitz и позволяли детям играть на гитаре», — уточняет Поп. Смит был другом Попа и его соратником по части конспиративной работы в области радикального американского рока. Когда Попу сказали, что Смит умер 22 года назад в этот день, он на мгновение замолчал. «Может, в этой истории и нет ничего особенного, — продолжил он, а его глаза начали наполняться слезами. — Однажды я навестил его. Он тогда жил в деревянном домишке — уже после того, как MC5 настал конец. И он мне сыграл на гитаре — у него была такая маленькая колоночка. Знаете, друзья иногда собираются вместе, и один другому показывает: «Типа, смотри как я умею». И он сыграл какую-то совершенно потрясающую кантри-блюзовую вещь. Там не было никакого рок-н-ролла, никакой агрессии. Я такой уровень видел только однажды — когда точно так же мы сидели с Китом Ричардсом. Фред тоже, оказывается, так мог».

В те дни, по словам Попа, Смит играл в скромной группе под названием Sonics' Rendezvous Bandсо Скоттом Эштоном из The Stooges. Поп также рассказал, что он при случае пел с ними в маленьких детройтских барах. «Это был полный отпад».