Главная / Экономика

Украина в середине зимы резко увеличила импорт газа

Украина за январь 2017 г увеличила импорт газа из Европы на 59,4 процента, практически до 1,5 млрд кубометров.

В абсолютном выражении рост составил более 2,5 млрд кубометров.

Как говорилось, Украина в 2016 сократила импорт природного газа на 32,7% (на 5 млрд 375,6 млн куб. м) в сравнении с 2015 годом — до 11 млрд 78,4 млн куб. м. В сравнении с январем минувшего года объем вырос практически на 60%.

«В украинских хранилищах достаточно газа, чтобы покрыть запросы отечественных потребителей. Еще и профицит мощностей остается. Из-за недопоставки газа «Газпромом» Украина дотировала собственным ресурсом европейских потребителей», — заявил на днях топ-менеджер «Укртрансгаза» Максим Билявский.

Есть с чем поспорить. Запасы газа Украины упали ниже отметки 10 млрд кубометров. Из-за холодов они сокращаются на 20-30% (2-3 млрд) в месяц. К марту они рискуют достигнуть критической отметки в 8-9 млрд. Фактически, это технический газ, необходимый для поддержания давления в магистральных газопроводах и местной газосистеме. Если запасы опустятся до 7 млрд, то давление упадет и под угрозой окажется возможность полноценного обеспечения Украиной собственных потребителей и транзита «голубого топлива» в Европу.

Уже сейчас Европе срочно необходимо дополнительное топливо. По мнению Ассоциации европейских операторов подземных газовых хранилищ, уровень потребления энергетического сырья в Европе этой зимой вырос более чем вдвое по сравнению с показателями за последние 5 лет. Запасы газа в странах ЕС, по данным аналитической компании Gas Infrastructure Europe, сократились до 49%.

По словам зампреда правления «Газпрома» Александра Медведева, российский холдинг готов поставить Европе столько газа, сколько она попросит. Из-за недостатка топлива уже этой весной странам ЕС придется покупать еще большие объемы газа. Европейцы могут запросит сжиженное топливо в других странах. Но тогда вместо $200 за тысячу кубометров, им придется платить до $500.

Лишнего газа для Украины у Европы не останется. Либо это сырье будет стоит настолько дорого, что правительство Петра Порошенко даже теоретически не сможет передумать, где найти деньги на его покупку.

Остается вернуться к закупкам топлива в России. Но переговоры относительно этого вопроса пока рассматриваются Киевом как крайняя мера. «Газ для экспорта на Украину у России есть. Но желания помогать Киеву пока не замечается», — отмечает аналитик Альпари Анна Бодрова. — «Как заявил Владимир Путин по итогам переговоров с премьер-министром Венгрии Виктором Орбаном, Россия готова поставлять газ в Европу по различным маршрутам. Он может поступать по «Северному потоку-2» и «Турецкому потоку» (газопроводы, которые Россия собирается построить)».

«Возможны и другие варианты. Мы не ставим перед собой никаких целей политического характера в отношении транзита через Украину», — подчеркнул Путин. «Если это будет экономически целесообразно, если это будет надежно, то мы не исключаем и продолжение какого-то объема транзита через Украину», — отметил российский президент.

Удобная монополия

С момента принятия в 2006 году закона «Об экспорте газа» исключительное право на экспорт по трубопроводам закреплено за «Газпромом». Другие производители газа должны были заключать агентский договор с «Газпромом». Такая практика формально сохраняет возможность экспорта для независимых производителей газа (НПГ). В начале 2010-х годов в рамках договора работала, например, «Итера», продававшая через «Газпром экспорт» газ в Латвию и Эстонию. Но поскольку к таким договорам не предъявляется четких требований, «Газпром» де-факто может определять, кто и на каких условиях получает право на экспорт. Такая политика устраивает государство: единый экспортный канал снижает конкуренцию на европейском рынке и позволяет получать большую прибыль, а значит, и платежей в бюджет (пошлина при экспорте газа по трубопроводам составляет 30%, только за 11 месяцев 2016 года «Газпром» уплатил в федеральный бюджет 462 млрд руб.). Кроме того, «в нагрузку» «Газпром» получает много социальных проектов — от газификации регионов до выполнения функции гарантирующего поставщика на внутреннем рынке (компания поставляет газ потребителям с низкой платежной дисциплиной).

Поэтому крупные независимые производители были вынуждены сосредоточиться на экспансии внутреннего рынка и развитии СПГ-проектов (на которые не распространяется монополия «Газпрома»). И в том и в другом они весьма преуспели. За 2008–2015 годы доля НПГ на внутреннем рынке выросла с 17 до 38%, а в некоторых крупных регионах (например, в Челябинской, Свердловской и Костромской областях) их доля превысила 80–90%.