Главная / Экономика

Фабрика Порошенко в Липецке будет закрыта

Никакой политической подоплеки прекращения деятельности фабрики "Рошен" в Липецке не было, заявила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.

"Никаких препятствий для работы фабрики господина Порошенко в Липецке не было, и уже точно не было никакой политической подоплеки. Скорее, это экономические причины. Снижалась прибыль - то ли неэффективный менеджмент, то ли другие факторы привели к падению экономической составляющей", - сказала она на брифинге в Липецке в понедельник.

Глава администрации Липецкой области Олег Королев отметил, что если собственники фабрики "Рошен" примут решение о ее продаже, "то инвестор найдется сразу же, и будет все восстановлено".

Ранее корпорация "Рошен" приняла решение остановить производственную деятельность Липецкой кондитерской фабрики.

"Корпорация Roshen останавливает производственную деятельность Липецкой кондитерской фабрики. Такое решение принято по экономическим и политическим причинам. Полная остановка производства и консервация производственных и инфраструктурных объектов запланированы на апрель 2017 г", - говорилось в заявлении компании.

Потерять работу рискуют почти 700 человек. Увольняться никто не хочет. В Липецком центре занятости признали: «Фабрика Roshen всегда была стабильным, социально ориентированным производством, где соблюдались все условия и нормы труда. Туда не принимали на работу, а отбирали». Один из действующих сотрудников подтвердил эти слова в интервью Business FM. По его словам, зарплата на фабрике была выше, чем средняя по городу.

Олег, рабочий Roshen

«Порошенко, дифирамбы петь я ему, конечно, не буду, но он — человек, который поменял полностью оборудование, фабрика сейчас — на уровне не просто выше среднего, а выше, выше и выше. Это чистота, это порядок, это оборудование, это XXI век. Порошенко зарабатывал себе, но давал жить тем людям, которые работали на него. Но кто бы сейчас ни пришел из России, хотя я — россиянин, я люблю свой город, я из города вышел, но кто бы сейчас ни пришел, это будет зарплата ниже среднего».

Людям сложно поверить в то, что фабрику с новым оборудованием никто не купит, но пока противопоставить этой перспективе нечего. Корпорация Roshen не может ее продать. Имущество фабрики арестовано СК РФ. Этому предшествовала налоговая проверка и возбуждение дела о мошенничестве в особо крупном размере по факту хищения 180 млн рублей путем незаконного возмещения НДС. Да и сам актив, по словам ряда экспертов, сегодня неинтересен рынку. Бойкот со стороны потребителя, сокращение поставок из Украины в Россию и другие проблемы фабрики. Результат — резкий обвал объемов производства, говорит директор Центра исследований кондитерского рынка Елизавета Никитина.

Елизавета Никитина, директор Центра исследований кондитерского рынка:

«С точки зрения объемов производства по Липецкой области, которое мы видим, мы наблюдали в течение двух лет очень сильное сокращение выпуска кондитерских изделий. Самое сильное среди всех субъектов Федерации в России. С начала 2015 года по сентябрь 2016 года сократилось порядка на 50 000 тонн. Это очень большой показатель. Выпуск кондитерских изделий фабрикой Roshen обеспечивал примерно половину всего объема выпускаемых в Липецкой области кондитерских изделий».

С другой стороны, корпорация Roshen за два минувших года получила и вывела в украинскую экономику свыше 72 млн долларов дивидендов от липецкой фабрики. Проблемы с органами у Roshen начались в апреле 2015 года. Почему Порошенко не продал завод раньше? Российские эксперты говорят, что он просил слишком много: сначала 200, потом 100 млн долларов. У директора центра политического анализа «Пента» Владимира Фесенко другое видение.

Владимир Фесенко, директор центра политического анализа «Пента»:

«Порошенко предпринимал неоднократно попытки продать эту фабрику. Но, насколько я знаю из разных источников, в том числе бизнесовых, российские власти чинили препоны этому. Блокировали инвесторов потенциальных, сбивали цену по одной простой причине: для его дискредитации внутри Украины. Давно надо было хотя бы попытаться, как сейчас, закрыть эту фабрику. Насколько я знаю, менеджмент корпорации Roshen был против. Но в итоге победила политическая логика».

По словам эксперта, политические противники Порошенко на Украине в последнее время стали еще активнее упрекать президента в том, что у его компании есть российский актив. Некоторые на Украине считают, что Порошенко, избавляется от липецкой фабрики в ущерб бизнес-интересам, готовясь к досрочным выборам или к новым протестам. В самом Липецке уверены, что потенциальный новый владелец сможет очень быстро перезапустить фабрику. Но для появления покупателя должна разрешиться ситуация с арестом имущества. Что для этого нужно?

Алексей Русакомский, юрист:

«Снятие ареста на имущество, наложенное в рамках предварительного следствия, происходит по ходатайству подозреваемого к следователю. Тот, видя, что есть основание для наложения ареста отпали, выносит некий процессуальный документ, в данном случае постановление о снятии ареста, либо отказывает в снятии ареста. Тогда подозреваемый имеет право обжаловать такой отказ снятия ареста в суде».

По словам эксперта, в случае, если, так или иначе, арест будет снят, на оформление этого решения может уйти меньше месяца. Полная остановка производства на липецкой фабрике самой компанией Roshen запланирована на апрель.

"Рошен", один из крупнейших на Украине производителей кондитерских изделий, включает Киевскую, Мариупольскую (Донецкая область), Кременчугскую (Полтавская область) и две Винницкие кондитерские фабрики, масломолочный комбинат "Бершадьмолоко", Литинскийплемзавод (оба - Винницкая область), а также липецкую фабрику "Рошен", Клайпедскую кондитерскую фабрику (Литва) и фабрику BonbonettiChoco (Венгрия).

Владельцем корпорации является президент Украины Петр Порошенко. В ходе избирательной кампании он обещал продать Roshen, нанял для этого инвестиционную компанию Rothschild и украинскую инвестгруппу "Инвестиционный капитал Украины" (ICU). Однако из-за отсутствия покупателей в январе 2016 года был подписан договор, по которому П.Порошенко передал свою долю в корпорации в независимый "слепой" траст. Банк-управитель траста имеет также 4-летнюю доверенность на переговоры о продаже активов.