Студенты гораздо лучше готовятся к экзаменам и сдают их, когда не просто читают учебники или конспекты, а пересказывают кому-то прочитанное, пишет «РИА Новости».
Мелани Секерис из Бейлоровского университета (США) рассказала: «Даже через неделю после экзамена память у студентов, занимавшихся подобным образом, все равно оставалась отличной. Похоже, изложение того, что вы только что узнали, является очень эффективным способом учебы по сравнению с простым повторным чтением учебников или лекций».
Секерис и ее коллеги наблюдали за успехами небольшой группы студентов-добровольцев, которых просили просмотреть серию коротких клипов, вырезанных из известных фильмов, и запомнить, в каких кинокартинах они встречались.
Через полтора часа ученые спросили, какие фильмы посмотрели участники опыта и какие жесты актеров, детали сюжета, интерьера и прочие элементы успели запомнить. Часть студентов сдавала «экзамен» сразу, без подготовки, а другие добровольцы сначала тренировались, рассказывая друг другу что им удалось запомнить. У каждого студента был собственный набор роликов, что исключало возможность «списывания» и взаимопомощи.
Как показали наблюдения, возможность рассказать товарищу то, что планируешь воспроизвести на экзамене, очень сильно помогала участникам тестов запомнить содержание видеороликов, благодаря чему они лучше справлялись с вопросами ученых, чем их сверстники из контрольной группы. Это преимущество сохранялось на протяжении как минимум недели.
Интересно, что аналогичный или даже более сильный положительный эффект возникал в том случае, когда ученые показывали короткие фрагменты из видеороликов непосредственно перед экзаменом. В таких случаях, как рассказывают сами добровольцы, они неожиданно для себя вспоминали множество мелких деталей.
«Когда у нас появляется зацепка, память словно возвращается к нам. Похоже, мы не навсегда забываем детали того, что пережили или просмотрели, что указывало бы на недостаток «места" в нашей памяти, а просто не имеем непосредственного доступа к ней. И это хорошо, поскольку открытие говорит о том, что человеческая память не столь плоха, как мы думаем», — заключает Секерис.