Специалисты новосибирского Института цитологии и генетики (ИЦиГ) СО РАН обнаружили ген, отвечающий за формирование депрессивного состояния человека. Как рассказал пресс-секретарь института Георгий Батухтин, исследования проводились на генном материале, предоставленном голландским научным центром «Эразмус».
Выяснилось, что представители европейских народов обладают особым геном, ответственным за контроль и развитие депрессии. Это удалось установить специалистам из новосибирского Института цитологии и генетики (ИЦИГ), которые провели компьютерный анализ данных более 2000 участников исследования.
«Результаты работы российских ученых проверили голландские коллеги, которые подтвердили полученный результат на независимой выборке людей, что позволяет считать его достоверным», - сообщили представители новосибирского института.
Уникальность метода для обнаружения ген депрессии, которым пользовались ученые из Новосибирска, состоит в том, что они изучали не каждый генетический вариант отдельно, как это обычно делается, а генотипы всех вариантов одновременно. Это стало возможным благодаря новому методу генетического анализа, разработанном в виде пакета программ «Фрегат» сотрудниками института.
По словам главы новосибирской лаборатории Татьяны Аксенович, вклад генотипа в развитие депрессии у человека примерно такой же, как и у шизофрении. Но если для шизофрении ученые уже установили десятки генов, контролирующие возникновение и развитие этого заболевания, то для депрессии до сих пор не было установлено ни одного.
«Мы не стали рассматривать каждый генетический вариант отдельно, как это обычно делается в такого рода исследованиях, - рассказала Татьяна Аксенович. - Вместо этого мы брали ген полностью и исследовали генотипы всех вариантов одновременно. Более того, мы рассматривали только те генетические варианты, которые меняют структуру соответствующего белка. Еще одной нашей «фишкой» стало то, что мы изучали не диагноз, есть депрессия у человека или нет, а сосредоточились на так называемых депрессивных симптомах.
Надо сказать, что более глубокое понимание депрессии, как заболевания, должно увеличить эффективность при разработке новых методов борьбы с недугом, уверены ученые.