Что будет, если Россию в случае глобального конфликта попытаются отключить от Всемирной сети? Советник президента России Герман Клименко не исключил подобного сценария. Специалисты предполагают, что никакого отключения в реальности не получится, и России поможет в этом один из ее ближайших союзников.
Вице-президент корпорации по управлению доменными именами и IP-адресами (ICANN) Михаил Якушев заявил в пятницу, что Россию технически невозможно отключить от интернета – для этого надо уничтожить все российские электростанции и «уголовным преследованием всех, кто захочет все-таки пользоваться электричеством».
Как передает RNS, он добавил, что независимо от попыток «дестабилизации» развитие интернет-технологий в России продолжится: сами технологии устроены так, что могут работать независимо от внешних факторов.
Ранее советник президента Владимира Путина по интернету, председатель совета Института развития интернета (ИРИ) Герман Клименко заявил телеканалу RT, что Россия должна быть готова к ситуации, при которой ее отключат от мирового интернета. Такой сценарий подразумевает законопроект о регулировании Рунета, разработанный Минкомсвязью и направленный, по словам Клименко, на защиту критически важной для страны инфраструктуры.
«Высока вероятность «тектонических сдвигов» в наших отношениях с Западом в сторону ухудшения. Поэтому перед нами стоит задача – отрегулировать российский сегмент интернета, чтобы защититься от подобных сценариев. Важно, чтобы в России продолжали работать электронная почта, телеграф, телефон, социальные сети. Критическая инфраструктура, включая копию доменной зоны, должна находиться на нашей территории, чтобы никто не мог отключить. Регулирование обычных пользователей этот закон не затрагивает», – сказал Клименко.
Работу над законопроектом о регулировании российского сегмента интернета Министерство связи и массовых коммуникаций завершило в ноябре. Документ был опубликован на портале проектов нормативных правовых актов. Минкомсвязь предлагает ввести в закон «О связи» ряд новых терминов, в частности понятие автономной системы как совокупности средств связи и иных технических средств под единым техническим и административным управлением, имеющей единую политику маршрутизации в интернете и идентифицируемой в ней единым номером.
Еще предлагается прописать наконец в законе понятия IP-адреса, самого российского национального сегмента интернета, его инфраструктуры, точки обмена трафиком и ее владельца, реестра имен национальных доменных зон .ru, .рф, их администратора, линии передачи данных. Авторы дают определения критической инфраструктуры интернета и особенностей регулирования его ключевых элементов. Правда, проект практически не содержит деталей регулирования элементов критической инфраструктуры: все это будет прописано на уровне подзаконных актов правительства.
Директор группы компаний DZ Systems Дмитрий Завалишин уверен, что Россию в вопросе отключения от интернета реально волнует несколько вопросов. Прежде всего – система управления доменными именами, так называемая DNS. «На сегодня некоторое количество корневых DNS находится в России, поэтому эта подсистема будет функционировать, даже если вдруг отключатся все каналы связи с внешним миром», – сказал Завалишин газете ВЗГЛЯД.
Однако существует много вторичных инструментов и куда более сложных взаимосвязей. Например, довольно много российских пользователей используют для регистрации на сайтах уже готовые учетные записи в соцсетях. Это облегчает процедуру регистрации – не нужно всякий раз придумывать пароль и логин. «Понятно, что при отключении внешнего интернета такая аутентификация перестанет работать. Вы не сможете попасть в свой аккаунт, потому что он не знает, кто вы вообще», – предупредил эксперт.
Если, например, Facebook исполнит требования РФ и переведет сюда свои серверы с персональной информацией россиян, «то эта проблема решится». «В этом направлении ведется работа. Но итоги пока очень промежуточные. Далеко не все компании перевели свои серверы в Россию», – напомнил Завалишин.
Есть и более тонкие проблемы. Например, инструменты проверки достоверности на сайтах – цифровая подпись – в существенной степени опираются на международную, а по сути – на западную инфраструктуру. То есть при отключении Рунета такие сайты перестанут открываться. «Тут у нас вообще нет инструментов, которые заменяют это. Мало того, в этом направлении серьезной работы даже не ведется», – предупреждает Завалишин.
В свою очередь руководитель исследовательского фонда «Новые медиа» Кирилл Багаев тоже уверен, что России нужно позаботиться о сетевой инфраструктуре, разработать собственную систему. «Мы сейчас как страна зависимы от регистратора, который территориально находится в Голландии. Соответственно, учитывая наши отношения с Евросоюзом, лучше избежать этой зависимости. И на случай отключения нас от глобальной сети действительно нужно иметь «план Б», – сказал Багаев газете ВЗГЛЯД.
Эксперт считает, что отключение России от интернета скажется не только на онлайновой реальности, но и на обычной. «Отключение нас от интернета – это вопрос безопасности внутри страны. Связь здесь не только с интернетом, но и с офлайн-жизнью, потому что интернет – это в том числе возможность оповещения людей о каких-то чрезвычайных ситуациях», – говорит эксперт.
Что касается учений на случай отключения страны от интернета, то «мы здесь уже в проигрышной ситуации». «Нужно было готовиться еще раньше. Но и сейчас не поздно. В случае чего негативные сценарии будут развиваться очень быстро», – подытожил Кирилл Багаев.
Руководитель лаборатории перспективных разработок Игорь Нежданов считает, что страна действительно должна быть готова к тому, что такое отключение может произойти.
«Чтобы это не сказалось на стране очень негативно, внутреннюю структуру необходимо сделать менее зависимой от внешних сервисов. При отключении сайты, которые физически находятся на российских серверах, будут продолжать работать. Сайты, находящиеся за пределами этой структуры, в какой-то части будут недоступны. Однако если мы договоримся с соседними государствами – например, с Китаем или Индией, то в какой-то части глобальный интернет продолжит функционировать», – сказал Нежданов газете ВЗГЛЯД.
Эксперт пояснил, что тот же Китай может выступить транзитером трафика с любых зарубежных сайтов, так что любой россиянин по-прежнему сможет заходить хоть на Gmail, хоть на сайт Госдепа США. Однако скорость замедлится, так как увеличится число посредников, через которых будет проходить трафик. «В этом случае мы можем выходить в интернет через Китай как через большой прокси-сервер», – рассказал он.
Крупные сетевые корпорации, такие как Google, Twitter, YouTube или Facebook, обладают распределенной инфраструктурой, их серверы выведены во многие страны, в том числе в Китай, чтобы быстрее доставлять информацию местным пользователям. «Соответственно, если нам будет доступна китайская инфраструктура, то будут доступны и эти сервисы тоже. Поэтому стопроцентного отключения России от мирового интернета точно не будет», – заверил Нежданов.
Напомним, летом 2014 года Минкомсвязь вместе с ФСБ, ФСО и Минобороны провели первые учения по предотвращению отключения России от интернета (некоторые издания уверяли, наоборот, что целью учений было отключить страну от Сети). Как отмечал министр связи Николай Никифоров, учения «были направлены на анализ рисков и угроз по воздействию извне на структуру российского интернета». «Нам важно сделать так, чтобы она продолжала свою работу вне зависимости от тех или иных геополитических мнений или геополитических решений тех или иных стран», – говорил министр.
Это произошло после того, как США весной 2014 года отключили Крым от сервисов Google и Microsoft. Запад всерьез обсуждал тогда идею отключить всю российскую банковскую систему от международной системы SWIFT, чтобы обвалить финансовую систему страны.
Никифоров напоминал, что инфраструктурой интернета управляет американская компания по госконтракту с США, и вопреки позиции международного сообщества эти функции пока так и не переданы международной организации. Москва предлагает передать эти функции ООН или Международному союзу электросвязи. Как известно, сегодня российский сегмент интернета в основном управляется из Амстердама, где определяется «вся базовая информация относительно маршрутов прохождения трафика, оттуда фактически так или иначе управляется система делегирования ключевых доменных имен».
Год назад Никифоров сообщал о планах провести очередные подобные учения. Кроме того, год назад правительство запретило госучреждениям закупать иностранное программное обеспечение при наличии аналогов, указанных в реестре отечественного ПО.
В начале декабря ФСБ предупредила, что иностранные спецслужбы готовят кибератаки с целью дестабилизировать финансовую систему России. Атаки действительно последовали. Ростелеком, которому пришлось отражать нападения на пять крупнейших банков и финансовых организаций, подтвердил информацию силовиков.