Ученые рассказали, где находится древнейший источник воды

В 2013 году в одной из шахт Канады была найдена залежь жидкости, возраст которой составлял приблизительно 1.5 миллиардов лет, и которая считалась самой старой на планете.

Однако накануне ученые из Университета Торонто в той же шахте обнаружили более глубокий источник воды, который, как минимум, на 500 тыс. лет древнее предыдущего. По словам ученых, данный источник вовсе не является крошечным, и объем воды в нем довольно внушительный.

Данные исследования были представлены на осенней встрече Американского геофизического союза в Сан-Франциско.

"Когда люди слышат об этом, они думают, что это какое-то небольшое количество воды, скопившееся за камнем", - говорит профессор Барбара Шервуд Лоллар, возглавляющая группу исследователей, обнаруживших древний резервуар.

"Между тем она практически бурлит прямо перед вами, вытекая со скоростью несколько литров в минуту - воды оказалось гораздо больше, чем кто-либо предполагал", - объясняет она.

Первый древний резервуар был обнаружен среди залежей медной, цинковой и серебряной руды на глубине 2,4 километра.

"Когда мы поняли, что проточная вода может быть настолько древней, мы решили продолжать исследования дальше. Мы стали двигаться все глубже и глубже по этим залежам, поскольку шахта уходит вглубь", - отметила профессор Шервуд Лоллар.

[Исследователи, древний источник воды в Канаде] Image copyrightUTORONTO
Image captionВозраст обнаруженной воды - как минимум 2 миллиарда лет

В ходе новых исследований, которыми руководит Оливер Уорр из Университета Торонто, вода была обнаружена на глубине почти 3 километра.

В ходе тестов было установлено, что ее возраст - по меньшей мере 2 миллиарда лет.

Это уникальное открытие позволяет заглянуть в глубины истории, представить, какой была жизнь на планете в тот период. Исследователи обнаружили химические следы жизнедеятельности микроскопических одноклеточных организмов, когда-то живших в этой жидкой среде.

"Изучив сульфаты в воде, мы обнаружили следы, указывающие на существование жизни", - отметила профессор Шервуд Лоллар.

"Микробы, оставившие эти следы, не могли сделать это в короткие сроки. С точки зрения микробиологии, это должен был быть длительный процесс. А этот факт указывает на то, что эти организмы населяли водную среду в течение значительного геологического периода", - объясняет она.

Как утверждают ученые, изучение таких древних резервуаров на Земле дает им возможность понять, где еще может существовать жизнь в пределах Солнечной системы, например, в замерзших океанах на спутниках Сатурна и Юпитера.