Диван, телевизор, семечки на лавочке, - это точно не о ней. В свои 89 баба Лена из Красноярска – заядлая туристка. За шесть лет облетела почти полмира. Мировая бабушка, иначе теперь ее не назовешь!
- Пять раз была в Чехии, два в Германии, - загибает пальцы старушка. – Вдобавок – Польша, Турция, Вьетнам.
А на прошлой неделе в жизни бабы Лены «случился» Израиль. Туда свозили ее журналисты телекомпании НТВ. За несколько дней она успела окунуться в священные воды реки Иордан, побывать у Гроба Господня, искупаться в Мертвом море и даже оседлать верблюда. В седле держалась, как заправский бедуин!
- И это еще не все, – обещает старушка. – Деньги? А чего их жалеть? Не знаю, сколько буду жить, но все равно в гроб мне их не положат. На том свете буду рассказывать, где была, что кушала и в каких ресторанах.
Пока подружки нянчатся с внуками и судачат о «болячках», Елена Михайловна Ерхова колесит по планете. С рюкзачком за плечами, палочкой, в очках с толстыми стеклами…
- Такой я увидела ее во Вьетнаме, - делится москвичка Екатерина Папина. – Сначала думала, бабуля тут с дочкой. Потом поняла, что одна. И решила взять над ней шефство.
Вместе они провели почти весь отпуск – купались в море, пробовали экзотические блюда: осьминогов, креветок, барракуду. А однажды даже прокатили бабу Лену на мотобайке. «Просто класс!» - ахала та всю дорогу. Поразившись боевой старушке, водитель-вьетнамец долго не хотел ее отпускать, просто «заобнимал».
Вернувшись в Москву, Екатерина рассказала о бабе Лене в соцсети. И наутро о ней уже знал весь Рунет. Одни восхищались: вот бы и нам так, в ее-то годы! Другие недоумевали: за чей счет ездит бабушка, где спонсор?
- Она летает исключительно на свои, - поясняет Дмитрий, внук Елены Михайловны. – У бабушки хорошая пенсия – 24 тысячи. Там же надбавки за инвалидность (у нее глаукома) и как труженику тыла. За «коммуналку» платит немного – меньше двух тысяч. На еду и одежду почти не тратится, живет скромно, даже аскетично. Никаких деликатесов. Если нас в гости не ждет, может обойтись на обед простой кашей. К тому же всегда что-то делает: выращивает цветы и продает их или вяжет. Откладывает тысяч по 10 в месяц. Вот и набегает.
В свою первую заграничную поездку баба Лена отправилась в 83 года. Причем тайком от дочки и внуков. Посоветовали знакомые, опытные путешественники: «Что дома сидеть? На здоровье не жалуешься!». Поразмыслив, отравилась в турфирму, сделала загранпаспорт. И вскоре летела в Чехию.
Родным позвонила уже оттуда: «Не пугайтесь, со мной все хорошо. Не рассказывала – сглазить не хотела. Встречайте тогда-то». Сначала те были в шоке: «Мама, как ты все провернула?». Потом привыкли.
- Она у нас такая, - улыбается Светлана, жена Дмитрия. – Активная, подвижная, если что надумала – сделает обязательно. За себя отвечает. Как-то поняла: хватить копить на материальные блага, надо себя порадовать.
Ведь до сих пор жизнь бабу Лену не баловала. Родилась еще в 27-м. Войну встретила 15-летней школьницей. С утра до ночи работала на колхозных полях, помогала фронту. Потом устроилась на молокозавод в Узбекистане, тягала 50-литровые бидоны.
Вышла замуж, думала: будет полегче. Родилась дочка Таня. Но супруг начал пить, поднимал руку на нее и ребенка. Тут она и поняла: надо бежать. Сменила несколько городов и осталась в Красноярске.
- Всегда была одна, растила дочку, крутилась днями и ночами, чтобы ее обеспечить, - говорит внук Дмитрий. – Всю жизнь у станка, на комбайновом заводе, потом пенсия. Но, знаете, что интересно? Никогда, ни разу не пожаловалась! Веселая она, труженица. Тут как-то ходила на рынок, что-то себе выбирала. Продавцы между собой давай переговариваться на узбекском: бабуля, мол, смотрит, ничего не берет. А она им в ответ – на узбекском же: «Сейчас как возьму и куплю у вас что-нибудь». Надо было видеть их глаза! Рты пораскрывали. А ведь прошло больше 50 лет, как она уехала из Узбекистана. Живой ум!
Теперь она летает чаще, чем внуки. И каждый раз поражается: везде, ее встречают, как свою.
- Люди, они добрые, - украдкой промокает глаза баба Лена. – Вот в Турции меня постоянно водили купаться. Мне самой трудно – волна сбивает. В Германии подружилась с женщиной, она позвала меня на будущий год к себе. Поселила в своем доме. Уж как ухаживала: и одеялко подоткнет, и молоко с медом перед сном нальет. А в Карловы Вары езжу, как к себе домой. И директор, и повар меня знают. Выходят здороваются, обо всем расспрашивают. Мне Бог что ли посылает таких хороших людей… До слез прямо.
Правда, без приключений все равно не обходится. Ведь в паспорте у бабушки значится: «Елена Михайловна Ерхова. 00.00.1927». Как с такой датой рождения проходить таможню? Пограничники недоумевают, но идут на попятную.
- В 1927-м году, когда она родилась, в документах не проставляли точную дату рождения, - разводит руками Евгений Евтихов, менеджер по туризму, работающий с бабушкой. – Мы созвонились с партнерами: возможно ли, чтобы человек с такой датой рождения бронировал тур? Оказалось, в их практике такое впервые. Но скоро все проблемы были решены.
К слову, из всех своих поездок баба Лена возвращается с подарками. Казалось, много ли купишь на заначку от пенсии? Но оказывается, не в силах устоять перед старушкой, торговцы делает ей солидные скидки. Вот и получается: нитка жемчуга, ракушки, расписные тарелочки – для дочки.
Новые знакомые, которых она встречает в разных странах, тоже не могут отпустить ее с пустыми руками. Кто-то подарил плед, кто-то хороший фотоаппарат.
- Бабушка много снимает, а потом мы все вместе разглядываем фото, - рассказывают родные. – Она все помнит: тут цветы, тут старинное здание. Тут такая улица, тут сякая. И всюду она – пешком, поразительно! Только вот видит плоховато – глаукома на левом глазу.
В Израиле, надеялась бабушка, ей помогут, сделают операцию. Но увы: как выяснилось, это невозможно. От глаукомы нерв почти разрушен, заключили медики.
Впрочем, баба Лена не унывает. Сейчас у нее новая мечта – подкопить денег, махнуть в Италию. И дальше: повидать всю Европу. А почему нет?