Президент Национальной академии наук США МакНутт Марсия и экс-госсекретарь США Генри Киссинджер были приняты в Российскую академию наук в качестве иностранных членов. Кто еще из иностранцев был удостоен такой чести, как избираются и какими правами обладают они в РАН, узнал «МК».
Определенной квоты на прием иностранных членов в Академии нет. Норму каждый раз устанавливает президиум РАН. Предложения включить того или иного почетного иностранца поступают от отделений РАН, - обычно предлагаются Нобелевские лауреаты или видные государственные деятели. К примеру, в 2003 году РАН уже избирала своим членом президента Национальной академии наук США (тогда им был Брюс Альбертс), в 1994-м году — президента Лондонского королевского общества. Есть среди членов РАН президенты Китайской и Украинской академий наук . Всего иностранцев в РАН около 300.
В этом году звание академика РАН получил 93-летний Генри Киссинджер, который считается инициатором политики разрядки в отношениях США и СССР, МакНутт Марсия, кандидатуру которой выдвинули геофизики, лауреаты Нобелевской премии по физике Серж Арош и Мартинус Вельтман, обладатель Нобелевки по экономике Кеннет Джозеф Эрроу, а также химики Роджерс Корнберг, Жан-Пьер Соваж и Дан Шехтман. Как пояснили «МК» в Академии, стипендий иностранным членам не полагается, они могут присутствовать на мероприятиях РАН по приглашению, участвовать в дискуссиях, вносить свои предложения. Но предложения эти должны касаться только вопросов науки, а не ее организации.
Самым великовозрастным членом РАН, избранным в этом году, стал физиолог Лев Магазаник (85 лет), самым молодым - математик Александр Гайфуллин (32 года). Что касается интересовавшей многих фигуры директора НИЦ «Курчатовский институт» Михаила Ковальчука, он свою кандидатуру на вакансию академика по отделению нанотехнологий в этот раз не выдвигал (хотя ему настойчиво предлагали), это место занял в итоге Виталий Конов — сотрудник Института Общей физики им. Прохорова.