Главная / Экономика

России не хватает 80 млрд рублей на борьбу с ВИЧ

Государственная стратегия противодействия ВИЧ до 2020 года, утвержденная правительством, носит декларативный характер и не обеспечена деньгами, считают опрошенные пишут "Известия", ссылаясь на опрошенных экспертов.

Специалисты отмечают, что если проблемой распространения ВИЧ не заняться срочно, то число инфицированных в ближайшие пять лет удвоится, количество случаев заболевания и число смертей резко пойдут вверх, а Россия провалится в демографическую яму.

Основные цели стратегии – увеличение числа граждан, прошедших освидетельствование на ВИЧ-инфекцию, а также больных ВИЧ, получающих антиретровирусную терапию.

Глава Федерального центра по профилактике и борьбе со СПИДом Вадим Покровский говорит, что в год регистрируется 100 тысяч новых случаев заболевания. Чтобы остановить эпидемию ВИЧ в России, надо в год тратить не меньше 100 млрд рублей. В бюджете же на 2017 год на эти цели заложено лишь 18 млрд рублей. Это меньше в пять с лишним раз, чем нужно.

Покровский говорит об 1% ВИЧ-инфицированных в России. По итогам прошлого года Российская Федерация была признана страной с крупнейшей эпидемией ВИЧ в мире, а по темпам прироста новых случаев мы опережаем большинство государств, обнародовала ЮНЭЙДС, структура ООН по профилактике ВИЧ. В реальности же ситуация еще хуже.

Показатель заболеваемости, превышающий 1%, зарегистрирован в Кемеровской, Ульяновской, Иркутской, Тюменской областях, в Пермском крае, в Ленинградской, Челябинской и Оренбургской областях, в Ханты-Мансийском автономном округе, Томской области, Алтайском крае, Новосибирской, Мурманской, Омской, Ивановской, Тверской и Курганской областях. Эти цифры приводит Роспотребнадзор. В Самарской и Свердловской областях, по данным ведомства, инфицированы ВИЧ более 2% беременных.

Государство может себе позволить лечить лишь четверть нуждающихся, и в случае острого снижения иммунитета. Охват лечения недостаточный и не соответствует рекомендациям ВОЗ лечить всех и сразу после выявления вируса, поясняет Полянский.

"Не менее важно вкладываться в тотальную пропаганду профилактики ВИЧ/СПИД, но в проекте бюджета снижено финансирование даже на профилактику болезни матери и ребенка, а это был один из немногих успешных у нас пунктов. В нескольких разделах стратегии так и написано: если будут деньги. По-прежнему нет ответа, как остановить вспышку заражений среди наркоманов, которая бушует, именно туда сейчас надо направить все силы. В любом случае должен быть очень четкий алгоритм действий, чтобы регионы знали, что делать в той или иной ситуации, но ничего этого нет. В стране, безусловно, эпидемия ВИЧ, и надо принимать быстрые и решительные меры", – сказал он.

Замглавврача Пензенского центра СПИД Сергей Олейник рассказал, что в Пензенской области работу с ВИЧ –инфицированными вели НКО на зарубежные гранты, но Минюст стал записывать такие НКО в иноагенты, и они прекратили свою работу. Областное правительство выделяет средства на работу, но не дает четких параметров, на что их можно тратить.

Плюсы стратегии перечислила Евгения Алексеева, руководитель фонда "Фокус-медиа", который с 1998 года занимается социальной рекламой, направленной на пропаганду безопасного сексуального поведения и профилактику ВИЧ среди молодежи, а также на изменение отношения к людям, живущим с ВИЧ. Среди них Алексеева называет признание критичности ситуации с ВИЧ в России, понимание необходимости заниматься профилактикой среди ключевых групп (потребители инъекционных наркотиков, мужчины практикующие секс с мужчинами, секс-работники, мигранты и др.), привлечение НКО к профилактике. Но при этом она отмечает, что стратегия не раскрывает, какие методы профилактики среди ключевых групп необходимо использовать, предполагает использование дорогостоящих и неэффективных методов профилактики — тестирование миллионов граждан без фокуса на ключевых группах, которые являются движителями эпидемии, лечение как основной метод профилактики.

Алексеева полагает, что стратегия делает упор на очень затратные методы, такие лечение, информирование широких слоев населения и тестирование, и не описывает специфической профилактики среди уязвимых групп.