Концентрация углекислого газа в атмосфере Земли достигла показателя, максимального не только за все время наблюдения, но и, по всей вероятности, за последние три миллиона лет истории нашей планеты. Об этом свидетельствуют данные, представленные Всемирной метеорологической ассоциации.
Усредненная концентрация углекислого газа в атмосфере Земли в 2015-2016 годах достигла рекордного уровня в 400 частей на миллион. Уровни CO2 и ранее достигали пороговой отметки в 400 частей на миллион в определенные месяцы года и в определенных точках планеты, однако никогда прежде этот уровень не наблюдался в глобальном среднем масштабе за целый год, говорится в ежегодном Бюллетене Всемирной метеорологической организации (ВМО) по парниковым газам, опубликованном в понедельник.
По прогнозам станции мониторинга парниковых газов на Мауна-Лоа (Гавайи, США), концентрации CO2 останутся на уровне выше 400 частей на миллион в течение всего 2016 года, и не опустятся ниже этой отметки в течение жизни многих поколений.
Метеорологи объясняют такой скачок углекислого газа в атмосфере воздействием явления Эль-Ниньо, которое началось в прошлом году и продолжало оказывать мощное влияние в течение значительной части нынешнего года. Это дитя природы (Эль-Ниньо переводится с испанского как «мальчик») послужило толчком для развития засух в тропических регионах и уменьшению способности лесов и океанов поглощать углекислый газ.
Превышение уровня в 400 частей на миллион — это действительно рекордное значение, которого не было миллион лет, подтвердил «Ридису» координатор программы «Климат и энергетика» WWF России Алексей Кокорин. Причем изотопный анализ показывает, что это увеличение происходит именно от сжигания ископаемого топлива — угля, нефтепродуктов и газа. То есть, под воздействием пресловутого антропогенного фактора.
«Такое увеличение СО2, которого не было миллион лет, вызвано человеком. То есть, грубо говоря, многие миллионы лет накапливался уголь, нефтепродукты, газ, тем самым СО2 из атмосферы изымался. Сейчас человек, его сжигая, возвращает назад, только не с той скоростью, с которой оно изымалось, а в сотни тысяч, если не миллионы раз быстрее. Естественно, океан не успевает поглотить такое количество СО2, и поэтому его концентрация в атмосфере растет», — поясняет эксперт.
По его словам, влияние деятельности человека в данном случае неоспоримо, и приводит к усилению парникового эффекта, не сильному, но все же заметному — на 3−4%. Это выражается в повышении средней температуры воздуха на планете, которая за последние несколько десятилетий поднялась примерно на 0,85 градусов.
«В этом году еще была добавка, данная Эль-Ниньо. А Эль-Ниньо — это такие как бы качели: то энергия переходит из атмосферы в океан, то из океана в атмосферу. Вот в этом году из океана в атмосферу», — говорит представитель WWF. В результате в этом году земная температура воздуха оказалась на 1 градус теплее, чем было, например, в начале ХХ века.
«Казалось бы, 1 градус — это очень мало. Но дело в том, что это приводит к увеличению числа и силы опасных природных гидрометеорологических явлений», — отмечает Алексей Кокорин. По его словам, количество таких явлений, нанесших ущерб, увеличилось примерно в два раза за последние 20 лет. Прежде всего, речь идет об аномальных температурах и аномальном выпадении осадков. В большинстве подобных случаев прослеживается причинно-следственная связь с парниковым эффектом, хотя в целом не все опасные явления природы связаны с ним.
Самое опасное в этой ситуации то, что она будет развиваться дальше, поскольку человечество еще лет пятьдесят будет выбрасывать в атмосферу СО2, сжигая ископаемое топливо. «И поэтому мы, во-первых, должны адаптироваться, приспосабливаться к тому, что есть сейчас, и к тому, что это усиливается, а, во-вторых, как-то ускорять свое движение к зеленой энергетике, к зеленой экономике. Оно и так идет, но медленно», — отмечает эксперт.
Он также добавляет, что на территории России последние четыре десятилетия теплеет быстрее, чем в среднем в мире — примерно на 0,4 градуса каждые 10 лет. То есть, если по всему земному шару среднее потепление за это время составило 0,85 градусов (в этом году 1 градус с добавкой Эль-Ниньо), то у нас — уже 1,5 градуса, а в Арктике уже кое-где 2 и даже 3 градуса.
На первый взгляд, в условиях не самого комфортного климата на большей части российской территории, скромная прибавка в сторону плюсовой температуры выглядит не так уж плохо — зима становится чуть мягче, весна наступает несколько раньше. Но, с другой стороны, лето в целом особо теплее не стало, зато чаще начали случаться волны аномальной жары, от которых многие страдают довольно сильно, резкие перепады погоды, чрезмерно обильные дожди и снегопады. Это все можно наблюдать, например, в Москве. Причем, городские жители живут как бы вне погоды — у них есть кондиционеры и батареи отопления, облегчающие капризы климата. Если же человек живет в природе — на Дальнем Востоке, в Сибири, в Арктике, он это чувствует гораздо сильнее.
«Ему вот этот малюсенький приварок температуры гораздо меньший дает плюс, чем минусы, которые дают резкие перепады погоды, — полагает Алексей Кокорин. — Вот, скажем, в Архангельске зима стала потеплее, но дети болеют простудными заболеваниями больше. Потому что при сухой погоде в минус 15−20 они не болеют, а при нуле, когда они бегают, им тепло, ветром их продуло и заболели. Понятно, что это не трагедия, но, безусловно, отрицательный эффект».