Ученые: ДНК человека имеет нечто страшное

Исследователи из США пришли к заключению, что часто чувство одиночества заложено в ДНК человека и получено им по наследству. Соответствующая статья размещена в журнале Neuropsychopharmacology.

Для своего нового масштабного исследования ученые из Университета Сан-Диего изучили социальное поведение почти 10 тыс. человек старше 50 лет. Респонденты должны были ответить на вопросы, по результатам которых специалисты смогли установить степень восприимчивости людей к ситуациям, когда они страдают от отсутствия внимания других.

Как выяснилось, у некоторых людей существует генетическая предрасположенность к одиночеству. Ученые считают, что до 27% случаев одиночества могут быть обусловлены именно генетическими факторами. Такой вывод исследователи сделали, сравнив информацию о склонных к одиночеству респондентах с их генетическим портретом.

В течение многих десятилетий специалисты пытались понять, почему одиночество влияет на некоторых людей в большей степени, чем на других, и некоторые эксперты искали причину данного явления в генетике. Теперь исследователи обнаружили, что некоторые гены делают людей более чувствительными к социальным отношениям, что повышает шансы на развитие депрессии, когда люди чувствуют себя забытыми. Эта депрессия зачастую приводит к нездоровому образу жизни, негативно влияющему на физическое и психическое здоровье. Действительно, исследования показывают, что одиночество является еще более точным предсказателем ранней смерти, чем ожирение.

Чтобы лучше понять, какие люди подвержены наибольшей опасности, ученые изучили взаимосвязь между геномом и одиночеством. Одиночество было рассмотрено в качестве пожизненного признака, а не временного состояния. В ходе испытаний приняли участие более 10000 человек в возрасте от 50 лет и старше. Испытуемым задавали вопросы, которые были разработаны психиатрами для измерения одиночества. Одним из удивительных открытий оказалось то, что наш мозг реагирует на одиночество таким же образом, как и на боль. Было установлено, что одиночество имеет тенденцию совместно наследоваться с невротизмом – долгосрочным негативным эмоциональным состоянием – и депрессией.

Нет связи не достигли геному значимости (р> 5 × 10-8). Кроме того, ни один из ранее опубликованных ассоциаций между вариантами в пределах генов-кандидатов (BDNF, OXTR, Rora, GRM8, CHRNA4, IL-1A, CRHR1, MTHFR, DRD2, Апо) и одиночества не были воспроизведены (р> 0,05), несмотря на наши намного больше размер образца. По нашим оценкам чип наследственность одиночества и исследовали взаимодействие наследуемости между одиночеством и несколько личности и психических черт. Наши оценки наследуемости чипа (14-27%) подтверждают роль общей генетической изменчивости, пишет интернет-портал therussiantimes.com. Мы определили сильные генетические корреляции между одиночеством, нейротизма и шкалы «депрессивных симптомов».

На текущий момент ученые работают, чтобы отыскать, генетический предсказатель — своеобразный генетический вариант, который позволил бы докторам получить дополнительные сведения о молекулярных механизмах, которые влияют на одиночество.

Ученые исключили такие факторы, как внешний вид участников и их материальное положение. Они пригласили для участия в исследовании именно студентов, так как у них больше времени на создание отношений. Кроме того, в другом возрасте решающим может оказаться, например, давление со стороны родителей, и генетическое влияние будет не столь заметно. Оказалось, около 60% студентов с аллелем G не состояли в серьезных отношениях по сравнению с 50% носителей аллеля C.

К слову, Одиночество — социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми и/или со страхом их потери в результате вынужденной или имеющей психологические причины социальной изоляции. В рамках этого понятия различают два различных феномена — позитивное (уединённость) и негативное (изоляция) одиночество, однако чаще всего понятие одиночества имеет негативные коннотации.

Проблема определения одиночества связана с многообразием трактовок этого понятия у разных исследователей: чувство одиночества и социальная изоляция; болезненное переживание вынужденной изоляции и добровольное уединение, связанное с экзистенциальным поиском. Чувство одиночества исполняет регулятивную функцию и включено в механизм обратной связи, помогающий индивиду регулировать оптимальный уровень межличностных контактов. Однако физическая изоляция человека не всегда приводит к одиночеству.

Напоминает одиночество, но в то же время не носит такого глубокого характера, нехватка обратной связи, обусловленная либо ситуацией, либо темпераментом (психологическим типом) данного человека. В свою очередь, одиночество может быть обусловлено глубокими патологическими изменениями в психике индивида (например, аутизм).

Существует ряд психологических факторов, которые способствуют одиночеству. Например, это может быть низкая самооценка, которая приводит к избеганию контактов с другими людьми из-за страха подвергнуться критике, что, в свою очередь, создаёт порочный круг — в результате отсутствия контактов самооценка ещё больше падает. Слабые навыки общения также способствуют возникновению одиночества. Люди с плохо развитыми навыками межличностного общения, низкой социализацией из-за страха потерпеть неудачу в отношениях или попасть в психологическую зависимость также нередко стремятся к одиночеству, особенно если у них уже есть неудачный опыт общения с другими людьми.