Астрономы нашли самую далекую нейтронную звезду в нашей Галактике

Британские ученые, представляющие Кембриджский университет, выявили в Млечном пути молодую сверхтяжелую звезду. Отмечается, что масса находки в тридцать раз превышает массу Солнца.

Группа ученых в области астрономии обнаружила во Вселенной уникальную звезду-супергиганта. Сообщается, что звезда еще не польностью сформировалась, однако ее масса уже превышает массу Солнца в 30 раз. Кроме того, она может увеличиться, когда сформируется полностью.

Наблюдения проводились с помощью рентгеновских космических обсерваторий Chandra, Swift, Fermi и NuSTAR (NASA), наземного оптического Южно-Африканского Большого Телескопа (SALT) и инструментов Европейской Южной обсерватории в Чили (ESO).

Рентгеновский источник 2S 1553-542 известен с 1975 года. Как показывали наблюдения, он представляет собой нейтронную звезду в двойной системе, которая аккрецирует вещество со звезды-компаньона. Период обращения двойной системы был оценён в 30 с небольшим дней, а период собственного вращения нейтронной звезды составляет 9,3 секунды.

Новое исследование позволило получить ряд дополнительных данных. В частности, выяснилось, что система находится на расстоянии около 20 килопарсек, или приблизительно 65 тыс. световых лет. Система располагается на дальней окраине Млечного Пути, предположительно в рукаве Стрельца.

Учёным также удалось идентифицировать компаньона пульсара — слабую оптическую звезду класса Be, наблюдения которой подтвердили, что данная система — одна из самых далёких рентгеновских двойных.

Космические обсерватории

Данные рентгеновских космических обсерваторий Chandra, Swift, Fermi и NuSTAR (НАСА), наземного оптического Южно- Африканского Большого Телескопа (SALT) и инфракрасного обзора VVV, полученного с помощью инструментов Европейской Южной обсерватории в Чили (ESO) позволили ученым уточнить период вращения нейтронной звезды, который составляет 9,2788 секунды, и его ускорение, а также и измерить величину ее магнитного поля. По рентгеновскому излучению исследователи смогли определить и расстояние до системы — 16-24 килопарсека (1 парсек — более 30 триллионов км), другими словами, почти на противоположном краю Галактики, кроме того они установили координаты нейтронной звезды.

Неожиданная находка

Исследования участка неба, где находится этот пульсар, с помощью SALT и в инфракрасном диапазоне длин волн показали, что рядом с ним находятся пять звезд, часть из которых видны в оптике, а другие только в инфракрасных лучах. Чтобы понять, какая из этих звезд на самом деле является компаньоном рентгеновского источника 2S 1553-542, исследователи изучили, сколько эти небесные тела излучают фотонов. Оказалось, что спектр одной из звезд очень похож на известные бело-голубые звезды класса Be. Более того, в нем обнаружились признаки того, что эту звезду окружает диск из быстро вращающегося вещества. Именно эта звезда и оказалась в конечном итоге компаньоном пульсара.