В Пензенской области общественная организация «Панацея», занимающаяся профилактикой ВИЧ и СПИД, подала заявление в Минюст о самоликвидации в связи с требованием прокуратуры признать ее «иностранным агентом».
Еще одну НКО, которая занимается борьбой с ВИЧ-инфекцией, потребовали признать иностранным агентом. В результате общественная организация «Панацея» будет закрыта. Это решение ее руководства. Происходит это в Пензенской области — причем, в городе, где пораженность ВИЧ-инфекцией очень высокая. Медики встревожены
Только недавно эксперты ООН предупреждали: мировая эпидемия ВИЧ может возобновиться, и одна из причин — рост заболеваемости в России. Здесь больше миллиона инфицированных. Одновременно с этим в массовом порядке в России признаются иностранными агентами некоммерческие организации, помогающие бороться с ВИЧ.
Организация «Панацея» из Кузнецка в Пензенской области четыре года назад начинала с того, что проводила профилактические беседы в школах и колледжах, потом закупила шприцы и презервативы, которые местные медики раздавали пациентам из группы риска. В Кузнецке очень высокая заболеваемость ВИЧ, и после закрытия «Панацеи» ситуация будет ухудшаться, говорит замглавврача пензенского Областного клинического центра специализированных видов помощи, руководитель центра «СПИД» Сергей Олейник.
Сергей Олейник замглавврача пензенского Областного клинического центра специализированных видов помощи, руководитель центра «СПИД», - «Государственные организации, как правило, не имеют доступа в такую группу населения, как потребители наркотиков или секс-работницы. Лучший доступ имеют именно некоммерческие организации, причем такие, в которых привлечены к работе бывшие потребители наркотиков, то есть люди среды».
Местная прокуратура требовала признать организацию иностранным агентом, заявив, что ее работа является «насаждением порядков, противоречащих интересам России». Как пишет газета «Коммерсант», прокурор ссылался на экспертизу, выполненную деканом юрфака пензенского вуза, где сказано, что деятельность НКО базируется на «принципах идеологии постлиберализма». А раздача презервативов и шприцев называется «косвенной, а подчас и прямой пропагандой наркотиков и гей-культуры».
Возникает вопрос: раздача стерильных шприцев — это профилактика ВИЧ или пропаганда наркомании? Конечно, бороться нужно с двумя проблемами сразу. Но рост ВИЧ-инфекции идет среди инъекционных наркоманов. И то, чем занималась организация «Панацея», — это действенный способ борьбы, говорит гендиректор некоммерческого партнерства «Эсверо» Павел Аксенов.
Павел Аксенов гендиректор некоммерческого партнерства «Эсверо», - «Есть люди, наши оппоненты многие, которые говорят: семейные ценности, воздержание, морально-нравственное развитие, вера в бога — это то, что помогает справляться с ВИЧ-инфекцией. Это не значит, что это должно стать единственным исчерпывающим методом профилактики. У нас за столько лет столько разных методов наработано, это уже нельзя считать чем-то пришедшим с Запада. Эти программы, о которых мы сейчас говорим, они практически 20 лет в стране».
Именно некоммерческое партнерство «Эсверо», которое возглавляет Павел Аксенов, выдало три года назад грант организации «Панацея». «Эсверо», которое объединяет 14 российских НКО, занимающихся профилактикой распространения ВИЧ-инфекции, в июле было признано иностранным агентом. На сайте «Эсверо» указано, что его деятельность финансируют, в том числе, Еврокомиссия, и Глобальный фонд для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией. Хотя в этот фонд Россия тоже делает взносы.
По данным СМИ, НКО «Панацея» — это уже пятая организация, занимающаяся борьбой со СПИДом, которую потребовали признать иностранным агентом. Ничего страшного не происходит, считает один из авторов закона об иностранных агентах депутат-единоросс Александр Сидякин.
Александр Сидякин депутат-единоросс, - «Во-первых, никто никого не закрывает, когда становится организация в реестр иностранных агентов, это не означает, что она закрывается. Ни о какой массовости речь не идет, их там больше тысячи организаций. Есть конкретные обстоятельства, их надо изучать в конкретном деле, компанейщины никакой здесь я не вижу».
НКО жалуются: из-за размытых формулировок под клеймо иностранного агента может попасть кто угодно. А у самих организаций нет большого выбора в финансировании. В списке «агентов» уже около сотни НКО.