Главная / Политика

В планах Минобрнауки уволить более 8000 ученых к 2019 году

Минобрнауки открестилось от слов про сокращение российских учёных, которые прозвучали в прессе вчера. Но дыма без огня не бывает. За последние 10 лет только два российских гения получили Нобеловскую премию (одну на двоих), однако и они всецело не принадлежали Родине. Лайф о том, чего не хватает сегодня отечественной науке.

Российская наука уже около 10 лет робко стоит в сторонке. С 2006 года российские учёные лишь однажды были удостоены Нобелевской премии. В 2010 году физики Константин Новосёлов и Андрей Гейм получили заветную награду по физике. Правда, ни один из гениев всей душой Отечеству не принадлежал. Оба — выпускники Московского физико-технического института — уехали за рубеж. Там они и трудились, прежде чем получить мировую известность. И вроде бы признали все, что лауреаты — россияне, но будем откровенны... Это не наша победа.

К неудовольствию многих помнящих "советскую школу", большинство нобелевских медалей ушло за десяток лет американцам (53 лауреата). И учёные США собирают награды с заметным отрывом от других представителей мировой науки.

1 августа 2016 года российское общество привело в ужас сообщение в СМИ — Министерство образования и науки уменьшит количество бюджетных мест в вузах на 40% и уволит тысячи учёных. Разгорелся скандал, после чего ведомство опровергло такую информацию.

В каждой "шутке" есть доля правды. Может, всё-таки разговоры о сокращении научных работников были оправданы?

Как рассказали в самом научном сообществе Лайфу, российские учёные действительно уступают зарубежным коллегам — на их работы опирается не так много исследователей, их статьи редко печатаются в ведущих научных журналах, а премий у них меньше, чем у "необразованных" (как некоторые считают) американцев в разы. Всего, по разным оценкам, в России работает около 1 млн учёных, среди которых отнюдь не только преподаватели вузов.

Само понятие "учёный" не всегда правильно трактуется. Расхожее равенство — преподаватель вуза и ученый — ошибочно. Как пояснили в РАН, деятели науки — специалисты, у которых прописана в должности "научная работа" (не у всех преподавателей есть такие компетенции).

Наука просит помощи

Президент Российской академии наук (РАН) Владимир Фортов подтвердил, что сегодня российская наука находится в состоянии кризиса.

— Денег на науку отпускается явно недостаточно. На неё сегодня выделяется 1,14% ВВП. А у стран, которые демонстрируют научный рост, эта цифра находится на уровне 2—3%, — подчеркнул Фортов. — В прошлом наука выдавала совершенно выдающиеся достижения в различных областях, а сегодня находится в подвешенном состоянии.

При этом, как рассказал глава РАН, избытка учёных у нас нет. Россия даже несколько отстаёт.

— По этому параметру мы находимся на 26-м месте в мире. У нас есть очень сильная школа, которая признана в мире. Но в целом — и по количеству публикаций тоже — мы теряем позиции. Наша цель — вернуться к достойным показателям. Оставлять науку в нынешнем положении нельзя.

Главный научный сотрудник РАН института теоретической физики им. Л.Д. Ландау Алексей Старобинский сказал, что о сокращениях в научной среде слышал, однако непонятно, как оно будет происходить: либо ставки учёным урежут или поделят на несколько сотрудников, либо в открытую отнимут.

Несмотря на то, что, как отметил учёный, в РАН ("по статистическим данным") профессиональных учёных около 50 тысяч, до уровня науки СССР нам далеко.

— Я бы оценил вклад российской науки в 5—10% от мирового. Обращаю внимание, что это выше уровня финансирования в разы.

Заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов рассказал, что ещё до появления в СМИ информации о сокращениях в науке в правительстве уже шли об этом разговоры.

— Самое опасное, что делает Министерство образования — вмешивается в сферы, в которых не разбирается. Так вышло, что нынешние чиновники не являются профессионалами в области образования. И все их действия имеют хаотичный, непродуманный и не стратегический характер. Сколько делалось и отменялось, заявлялось, потом дезавуировалось… Даже идея о сокращении учёных была. Это подтверждает Фортов (президент РАН. — Прим. Лайфа). В прошлом году о сокращении мест заявляло Министерство финансов, две недели назад Голодец (заявила, что 65% россиян не нуждаются в высшем образовании. Она объяснила это повышением качества средне-специального образования, которое сделает многие профессии доступнее. — Прим. Лайфа), сейчас это заявило Министерство образования. Видимо, когда замечают, что реакция негативная — берут свои слова назад. А если бы не было негативной реакции? — говорит Бурматов.

Где хранители "нобеля"?

Профессор РАН Сергей Варфоломеев, единственный ученик Нобелевского лауреата в области химии Николая Семёнова, рассказал, что уровень науки в стране средний, а всё потому, что "20 лет науку практически не финансировали".

— В 1991—2010 годы уровень финансирования был таков, что люди с трудом получали заработную плату в тех же самых академических институтах, университетах. 20 лет — это очень большой период времени, поэтому молодёжь уехала. Кто не уехал — работал как мог, и за это им надо сказать большое спасибо, потому как именно сохранили науку. Учёных у нас хватает, не хватает — молодых и талантливых.

Профессор всероссийского научно-исследовательского института растениеводства имени Н.И. Вавилова Николай Дзюбенко объяснил, что престижные премии — это ещё и политика.

— Чтобы вырастить нобелевского лауреата, государство должно финансировать исследования на самом высоком уровне. В советское время окончить академию и учиться в аспирантуре было сверхъестественным — пилотаж высшего уровня. В настоящее время престиж в науке не общий, а по отдельным направлениям. Если смотреть по возрастному цензу, то могу прискорбно сказать, что популярность среди молодых учёных не столь высока, как раньше. Поэтому проблема кадров очень острая — зарплаты маленькие, жилья нет, социальных гарантий нет.

Как отметил профессор, воспитать достойного учёного нельзя просто так.

— Это целая школа, традиции, огромные потоки информации. Сам уникум должен созреть в определённое время в определённом месте под задачи мирового сообщества, которые он хочет разработать. Если взять соотношение финансирования и отдачи — публикационная активность, селекционные достижения, то у нас они намного выше, чем за рубежом.

"Если за границей на одну престижную опубликованную статью выделяется 1 млн долларов, хочется спросить, сколько денег российской наукой выделяется за одну опубликованную статью? Сейчас кроме интеллекта и знаний необходима соответствующая база. Нельзя сравнивать соревнования на "запорожце" и "мерседесе"