Руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов отметил, что предложение о совместном ведении хозяйственной деятельности было высказано еще в советское время, которое, однако, не находило отклика у японцев, сообщает Известия
Третий раунд российско-японских переговоров по проблеме мирного договора прошел в Токио 22 июня с участием заместителя министра иностранных дел Игоря Моргулова и председателя правительства Японии по связям с Россией Тихакито Харада. По итогам встречи была «достигнута договоренность о продолжении диалога в данном формате». Больше никаких официальных сообщений не было. Однако, по информации «Известий», в настоящее время стороны обсуждают возможность ведения совместной хозяйственной деятельности на спорных территориях.
— Наша позиция неизменна и заключается в том, что по итогам Второй мировой войны южнокурильские острова перешли России, с чем категорически не согласна Япония. Но в ходе переговоров японские партнеры допустили возможность рассмотреть российское предложение о совместной хозяйственной и экономической деятельности, — сказал высокопоставленный источник «Известий», близкий к переговорам.
Компромисс, предложенный российской стороной, заключается в создании особых экономических зон, участии японских компаний в ведении деятельности на островах, в том числе в хозяйственной и инвестиционной сферах.
Собеседник «Известий» подчеркивает, что Москва не в первый раз инициирует обсуждение этого вопроса, видя в совместной деятельности решение проблемы, а именно урегулирование разногласий и заключение мирного договора с Японией.
Так, в 1998 году даже была создана двусторонняя комиссия для обсуждения темы о совместной экономической деятельности на островах. Однако Токио в те годы не желал признавать даже частичное действие российского законодательства на островах. В свою очередь, японцы предложили заниматься проектами на «смешанной юридической базе». Не найдя общих точек соприкосновения, о проекте забыли. И за более чем 15 лет серьезных подвижек по данному вопросу не происходило. Москва настаивает на том, что обсуждать совместную работу можно только на базе российских законов.
В свою очередь, господин Абэ после переговоров с Владимиром Путиным сообщил, что предложил Москве новый подход к решению проблемы Курильских островов. Официальный представитель МИД Японии Ясухиса Кавамура объяснил, что «Абэ почувствовал, что может сделать прорыв в переговорах по мирному договору между Японией и Россией».
Проблему мирного урегулирования будут обсуждать как на предстоящей встрече в рамках Восточного экономического форума в сентябре, так и в ходе планируемого визита Владимира Путина в Японию.
Примечательно, что организация встречи главы российского государства до конца этого года сейчас находится под вопросом из-за формата встречи. Ключевой пункт — Москва ожидает, что визит будет официальный. Японская же сторона изъявила желание провести встречу в родной префектуре господина Абэ — Ямагути. Встреча в провинции должна проходить «в свободной расслабленной атмосфере, что позволит на спеша обсудить территориальный вопрос между двумя странами».