Дональд Трамп остался единственным кандидатом в президенты от республиканцев.
Это стало понятно, когда ближайший конкурент Трампа, сенатор от Техаса Тед Крузвыбыл из борьбы в среду после проигрыша на праймериз в штате Индиана. Техасскому «политическому ковбою», набравшему 572 голоса выборщиков, уже было нереально догнать Трампа, набравшего крейсерский ход на пути к вашингтонскому Олимпу (1053 голоса партийных делегатов из 1237 необходимых для выдвижения). После этой победы распрощаться с президентской мечтой пришлось и губернатору Огайо Джону Кейсику, которому удалось заручиться поддержкой всего 156 партийных делегатов.
Обычно безжалостный к поверженным политическим противникам Трамп проявил гибкость и такт. «Он поступил правильно», — так прокомментировал поступок Кейсика триумфатор в эфире CNN. И даже предположил, что тот «мог бы быть хорошим вице-президентом». Не уточнив, правда, собирается ли предложить ему эту статусную вакансию в случае избрания президентом.
Г-н Трамп также не стесняется открыто говорить о том, что восхищается Владимиром Путиным. Не отрицая объективных разногласий между нашими странами, накопленных за годы правления своих предшественников, он, в отличие от многих своих внутриполитических оппонентов, считает, что их можно разрешить не на полях «гибридной войны», а за столом переговоров. Кандидат-миллиардер также призывает к рачительности во «внешнеполитических инвестициях». В частности, Трамп отметил, что США тратят миллиарды долларов в Сирии на поддержку людей, о которых ничего не знают.
Ранее он заявлял, что в случае его избрания на пост главы государства на границе с Мексикой будет построена стена для борьбы с нелегальной миграцией. По его словам, также необходимо отменить указ президента Барака Обамы в сфере миграционной политики, который запрещает депортацию из США детей, если они въехали в страну с родителями, у которых нет необходимых документов.
В этом свете неудивительно, что последние успехи г-на Трампа, который как метеор ворвался в президентскую кампанию, сметая на своём пути клише и штампы «цитадели демократии», а также въевшееся в американский политбомонд фирменное лицемерие, вызвали отчётливо различимый зубовный скрежет в русофобских «пещерах» республиканских неоконов. Представители которых в течение двух с половиной десятилетий после распада СССР держат Америку в напряжённой позе непогрешимого мирового гегемона, якобы отвечающего за всё, что происходит на планете. Проведя образцово-показательный сеанс электоральной «магии с последующим разоблачением», Трамп обвинил бывшего президента Джорджа Буша-младшего в катастрофе 11 сентября и войне в Ираке. Естественно, «оскорблённая в лучших чувствах» президентская династия американских нефтепромышленников теперь испытывает к Трампу почти классовую ненависть (даром, что тоже миллиардеры).
Оба вышедших в политический тираж политика сообщили с помощью The Texas Tribune о том, что подвергнут «кандидата-правдоруба» личному остракизму - бывший президент США Джордж Буш-старший и его сын (о ужас!) не будут поддерживать кандидатуру Дональда Трампа на предстоящих президентских выборах. Наверное, на более щедрый имиджевый подарок в преддверии электоральных баталий с г-жой Клинтон, Дональду Трампу трудно было рассчитывать.
Единственная возможность республиканской партийной элиты остановить Дональда Трампа на пути к демократической номинации, это не дать ему возможность набрать необходимое количество голосов в оставшихся штатах, отмечает директор Института США и Канады, профессор Валерий Гарбузов.
— Теоретически это мог бы сделать его конкурент Джон Кейсик. Не случайно в некоторых СМИ позже появилась информация о том, что он, набрав всего 156 голосов выборщиков, продолжит борьбу с расчётом на то, что на съезде республиканцев Трамп всё же не получит 1237 голосов, необходимых для того, чтобы баллотироваться в ноябре на пост президента США.
«СП»: — Лидеру не хватает всего 184 голоса. Насколько реально, что Дональд Трамп не сможет добрать этот мизер в оставшихся штатах. Понятно, что Калифорния это, скорее, электоральная вотчина демократов, но Трамп, как показывают эти праймериз, преподносит сюрпризы.
— Если он приложит усилия и проведёт гонку так же как в последних штатах, то это вполне достижимый результат. Но многое сейчас зависит от обстоятельств, которые не поддаются прогнозированию.
«СП»: — Поясните, что это за свободное голосование на партийном съезде, если лидирующий кандидат не доберёт буквально пару из 1237 голосов, необходимых для его автоматического выдвижения. То есть, чуть более тысячи делегированных на съезд выборщиков получают возможность самостоятельно определять судьбу республиканской номинации, игнорируя волеизъявление миллионов рядовых избирателей?
— Такое может произойти в полном соответствии с принятыми процедурами. В этом случае партия может разрешить им действовать вне зависимости от того, как голосовали штаты. Это, действительно, не отвечает канонам демократии.
«СП»: — Вообще, достаточно странно, когда глава американского государства, избранный непрямым голосованием, пытается читать нотации по поводу недостаточно высоких стандартов демократии своему российскому коллеге, за которого голосуют в полном соответствии со всеми процедурными стандартами.
— Демократия это, прежде всего, механизм согласования интересов.
«СП»: — Элитных или, всё-таки общенародных?
— В США порядок выборов в каждом штате и партии чётко расписан. Сейчас он даёт сбой. И республиканцы пытаются что-то предпринять, чтобы не утратить контроль над ситуацией. Такого не было на протяжении многих десятилетий. Если Трамп будет лидировать, но не наберёт необходимого количества голосов, верхушка партии станет лихорадочно искать вариант преодоления возникших затруднений.
Первый способ это разрешить делегатам съезда голосовать так, как, грубо говоря, им вздумается. Второй это совершенно неординарный ход с появлением нового кандидата.
«СП»: — Разве такой «чёртик», выскочивший из партийной «табакерки», если он победит в ноябре, не будет иметь ограниченную легитимность?
— В этом и проблема — такого никогда не было. Выборы вступают в стадию, когда Трамп и партийные элиты должны начать диалог и как-то договариваться.
«СП»: — Председатель Национального комитета Республиканской партии Ринс Прибус уже призвал партию сплотиться вокруг Трампа, чтобы «чтобы нанести поражение Хиллари Клинтон».
— Всё, что происходит сегодня в стане республиканцев, работает на успех представителя демократов — Хиллари Клинтон. Проблема состоит в том, смогут ли они найти и выдвинуть какого-то кандидата. Республиканцам стоит задуматься, почему они уже в третий раз подряд (если победит г-жа Клинтон) проигрывают выборы. Тем более, что их представители доминируют в обеих палатах Конгресса.
«СП»: — Тем не менее, в отличие от бывшего Госсекретаря США, миллиардер Трамп само воплощение непредсказуемости. То он делает комплименты Владимиру Путину, при этом называя его «жестким противником», то положительно высказывается в адрес Башара Асада, а затем призывает (если дипломатия не сработает) сбивать российские истребители.
— У нас в СМИ преувеличивают дружелюбие Трампа. Да, он говорит, что Путин это сильный политик, но вместе с тем не одобряет его действия. Кандидат-республиканец обещает вступить в диалог с российским лидером, но не говорит, чем он закончится. Скорее всего, он сам не знает.
«СП»: — Принято считать, что республиканцы исторически больше концентрируются на внутренних проблемах, выступая в качестве изоляционистов, в то время как демократы озабочены тем, чтобы разносить «демократические ценности» по всему миру на крыльях крылатых ракет.
— Рональд Рейган и Джордж-Буш младший абсолютно не вписываются в эту модель. Вообще, американскую политическую элиту отличает высокий уровень консенсуса по внешнеполитическим вопросам и относительно доминирования США в мире. Другое дело, что это подвижный консенсус. То есть, в его рамках постоянно ведутся общественные дискуссии. А государство (администрация) уже выстраивает определённую линию в рамках этого процесса.
«СП»: — Получается, определить, кто станет «худшим из двух зол» для России — Трамп или г-жа Клинтон, пока не представляется возможным?
— Уверяю вас, последняя совершенно точно больше не нажмёт кнопку перезагрузки отношений. Если она станет президентом, то будет проводить очень жёсткую политику и станет предельно сложным партнёром по переговорам, если они, вообще, возобновятся. Но не следует думать, что Трамп это «кандидат-надежда» для Москвы. Потому что оснований для этого никаких нет.
У него нет никакого опыта по формированию двусторонней повестки с РФ, у кого-то может возникнуть иллюзия, что с ним можно успешно вести дела. Но он принимает решения не один.
«СП»: — Американского «короля играет свита»?
— Система власти в США устроена таким образом, что президент правит не единолично, а вместе с Конгрессом.
«СП»: — Конгрессмены-республиканцы активно возмущаются, почему демократ Обама позволил себе проводить военную операцию в Сирии против ИГ** без согласия высшего представительного органа. Тем не менее, полностью отрицать военную активность США на этом направлении трудно…
— Никто не говорит, что у президента абсолютно связаны руки законодателями. Допустим, он не может провести своё решение через Конгресс, но может действовать с помощью исполнительных директив (указов). Хотя это чревато — не случайно в своё время поговаривали, что Обаму могут отстранить от должности.
«СП»: — Предположим, Дональд Трамп в начале следующего года станет резидентом Белого дома в Вашингтоне. Будет ли он чем-то принципиально отличаться от других президентов США?
— Трудно сказать, но первым президентом-миллиардером, как многие говорят, он точно не станет. Зато, наверняка, будет выступать менее эпатажно. Все ожидали, что Обама будет «президентом-надежды». Этого не произошло. Не стоит ждать чуда и на этот раз.
Действующая администрация оставляет в наследство будущему главе государства конфронтационную модель отношений с Россией. Думаю, что это надолго. В повестке дня выстраивание некоей модели взаимодействия. Удастся ли это сделать или нет, сказать сложно, потому что обе стороны в этом случае должны пойти на какой-то компромисс. Пока по этому поводу не ведётся даже полноценного диалога. В этой связи много говорят о сирийском вопросе. Но пока непонятно, он нас разделяет или объединяет. Я уже не говорю об Украине, Донбассе, Крыме.
Очевидно, что наших партнёров не устраивает то, что Путин стал проводить ревизию предшествующего политического курса России. По сути, откат от ельцинской политики 1990 гг., что нашло отражение в истории со Сноуденом, «мюнхенской речи», грузино-российском кризисе 2008 года и так далее.
Ведущий научный сотрудник ФГУ РАНХиГС при Президенте РФ Сергей Беспаловсчитает, что у Трампа не осталось конкурентов в борьбе за президентскую номинацию от Республиканской партии.
— Естественно, что он автоматически получит все голоса в тех штатах, где праймериз не состоялись. Что позволит оформить победу уже в первом туре на партийном съезде. Все ключевые республиканские функционеры до последнего стремились предотвратить продвижение Трампа, но не смогли этого сделать. Это беспрецедентный случай в истории США.
«СП»: — Что позволило Трампу пренебречь лояльностью республиканской элиты: наличие собственного капитала или способность чутко улавливать изменения в умонастроениях избирателей?
— Конечно, наличие финансовой поддержки со стороны собственных компаний это важный фактор. Но, всё-таки, это не главное слагаемое успеха. Трамп действительно нашёл подход к сердцам избирателей, что побудило отдать ему свои голоса.
«СП»: — Какие тонкие струны республиканской души ему удалось задеть?
— В республиканской партии всегда существовали две линии. Одна, условно говоря, изоляционистская. Её сторонники исходили из того, что США нужно сосредоточиться на внутренней политике и поумерить свою активность в мировых делах. Поскольку это приносит больше проблем, чем позитивной отдачи.
В последние же десятилетия однозначно возобладала вторая линия, направленная на экспансионизм вовне. Наиболее чётко её придерживались неоконы вроде сенатора Маккейна. При том, что значительная часть избирателей республиканцев считает, что США избыточно активны на международной арене и недостаточно от этого получают. В течение последнего года сложилась парадоксальная ситуация, когда масса мыслящих подобным образом американцев достигла критического значения. В то время как среди функционеров республиканской партии практически не осталось политиков, которые бы выражали эту точку зрения.
На этом и сыграл Дональд Трамп, удовлетворив, на мой взгляд, возросший спрос на изоляционистскую политику.
«СП»: — Его заявления по поводу бесперспективности расширения НАТО это, фактически, антитеза тому, что мы слышим из Белого дома.
— По мнению Трампа, Альянс стал обузой для США. Конечно, о том, насколько это всё серьёзно, можно будет судить лишь спустя несколько месяцев. Когда по итогам консультаций Трампа с лидерами партии будет определён кандидат, который будет баллотироваться в паре с ним на пост вице-президента. А также другие ключевые фигуры его администрации в случае победы на выборах. После этого можно будет более определённо говорить о том, какую линию он станет проводить в случае избрания.
Но в любом случае можно ожидать, что его внешняя политика станет более взвешенной. Наверняка, администрация Трампа сбавит темпы по «продвижению демократии» по всему миру. С точки зрения того, что происходит на постсоветском пространстве, это безусловный позитив для России.
Источник Свободная пресса