Ученые обнаружили гены счастья и благополучия

Международная группа исследователей обнаружила генетические варианты, которые могут влиять на чувство благополучия, депрессию и нейротизм. С результатами работы можноознакомиться в журнале Nature Genetics.

Ученые провели генетический анализ нескольких сот тысяч человек и обнаружили гены, связанные с повышенным риском развития таких заболеваний, как депрессия и неврозы, а также гены, которые способствуют поддержанию хорошего психологического состояния человека.

Как утверждают авторы работы, они решили заняться поиском связей между генотипом человека и его предрасположенностью к психическим расстройствами, так как ранее подобные исследования проводились только на очень небольшом количестве испытуемых. Теперь же генетики проанализировали ДНК 161 460 человек, страдающих от депрессивных расстройств, 170 911 человек с диагнозом «невроз», а также 298 420 испытуемых, стабильно находившихся в хорошем психологическим состоянии.

В результате работы ученые обнаружили, что с возникновением депрессии связаны две генетические аллели, с неврозами — одиннадцать, а находиться в стабильном психологическом состоянии человеку помогают три генетические аллели. Но самый важный вывод заключается в другом. «Мы обнаружили, что большинство генетических вариантов, ответственных за депрессию или невроз, также связаны с процессами поддержания психологического благополучия человека, и наоборот, — комментирует один из авторов работы Дэниэл Бенджамин. — Если изучать каждую аллель по отдельности, то станет ясно, что она объясняет очень немногое. Но вот если посмотреть на данные в совокупности, станет ясно, что депрессия, невроз или психологическое благополучие являются результатом эффекта, накопленного от работы тысяч, если не миллионов, разных генетических вариантов».

Авторы работы напоминают, что на психологическое состояние человека большое влияние оказывают и внешние факторы, такие как социальная среда, в которой он находится.

Ранее еще одно крупное исследование, проведенное генетиками из Университета Глазго, выявило девять участков в геноме человека, связанных с невротизмом. Он представляет собой черту человеческой личности, состоящую в неспособности регулировать негативные эмоции.