Учёные доказали неоценимую пользу глубокого сна для памяти

Американские ученые уверены - недавние воспоминания укрепит глубокий сон. Исследователям и раньше было понятно, что именно сон является своеобразным катализатором полученных навыков и воспоминаний, однако научно утвердили это именно сотрудники университета в Риверсайде.

Нейробиологи из Калифорнийского университета выяснили, каким образом глубокий медленный сон способствует образованию долговременных воспоминаний. Ключевую роль в этом играет взаимодействие между электрической активностью мозга и формированием синаптических связей между нейронами. Как сообщает Лента.Ру, результаты исследования опубликованы в Journal of Neuroscience.

Известно, что сон играет важную роль в формировании памяти. Во время того, как наш организм отдыхает, мозг, в который не поступает информация от органов чувств, продолжает быть активным. Энцефалограмма показывает быстрые и низкоамплитудные ритмы нейронной активности в гиппокампе — области мозга, который отвечает за переход кратковременной памяти в долговременную. За этими ритмами следуют медленные и высокоамплитудные колебания в коре головного мозга. В это время гиппокамп переводит приобретенные во время бодрствования эпизодические воспоминания в кору, где они превращаются в долговременные.

С помощью математической модели ученым удалось показать, что электрическая активность в головном мозге во время глубокого сна связана с образованием синаптических связей между нейронами. При этом медленные высокоамплитудные колебания, которые отражают синаптические изменения в коре, находятся под влиянием быстрых ритмов гиппокампа. В свою очередь, синаптические изменения также оказывают обратное влияние на медленные ритмы, формируя своего рода обратную петлю. Это нужно для повторного возбуждения определенных цепей корковых нейронов, чтобы укрепить воспоминания.

По словам ученых, в процессах консолидации памяти гиппокамп участия уже не принимает. Он лишь отвечает за вводный сигнал, который поступает в кору, "записывает" определенные воспоминания, вызывает их повторение, что укрепляет соответствующие синаптические связи между нейронами, в которых будут храниться память о предыдущих событиях.

Нормальный сон состоит из двух фаз — быстрой (стадия быстрых движений глаз) и медленной. Эти фазы чередуются в течение 4-5 циклов за восьмичасовой сон. Медленный сон длится примерно 80-90 минут и состоит из нескольких стадий, включая глубокую, на которую приходится не менее 20 процентов общего времени сна.

Ранее ученые заявили о том, что сон защищает от простуды.

Оказалось, что спящие меньше пяти часов простужались на 28% чаще и на 80% чаще болели пневмонией, гриппом и ушными инфекциями – по сравнению с теми, кто отводил сну 7-8 часов. То же самое касалось и расстройств сна, когда человек вроде и долго спит, но не высыпается – те, у кого были подобные проблемы, простужались на 30% чаще.

Таким образом, к экспериментальным данным, о которых мы коротко упомянули в начале, добавилась солидная статистика, в которую входит, заметим, не только риновирусная простуда, но и другие инфекционные болезни.

Болезнетворные бактерии и вирусы должны уничтожаться иммунной системой. Очевидно, сон как-то помогает иммунитету – но как именно, пока неясно. По словам авторов работы, есть сведения, что из-за недосыпа начинают плохо работать иммунные Т-лимфоциты, но чтобы получить детальную картину «сонно-иммунных» взаимосвязей, понадобятся дополнительные исследования.

Конечно, хотелось бы узнать, можно ли с помощью сна не только предотвращать болезнь, но и использовать его как лекарство в случае, если инфекция всё-таки сумела закрепиться в организме.