Президент Южной Осетии Леонид Тибилов рассказал о форме и сроках предстоящего референдума в республике по вхождению в состав России, о дополнительных соглашениях с российской стороной в рамках Договора о союзничестве и интеграции, о положении дел на площадке Женевских дискуссий по Закавказью и планах Цхинвала по развитию
«Вопрос живет давно, еще наши предки мечтали о том, чтобы войти в состав России. Референдум будет внутригосударственной процедурой, это внутреннее дело республики. Мы получим ответ, я на сто процентов уверен, что народ скажет «да», и естественно, пользуясь уже этой статьей, мы спокойно можем обратиться к высшему руководству России.
Будем ждать момента, когда звезды могут сойтись. Вот так мы хотим подойти к вопросу референдума, чтобы российскую сторону в политическом плане не нагружать. Мы уже обсуждаем сроки. Какую-то конкретную дату пока назвать нельзя, но это произойдет уже в недалеком будущем, планируем до августа», — рассказал Тибилов в интервью ТАСС.
Экономическому и гуманитарному сотрудничеству России и Южной Осетии мешают пробелы в законодательстве, заявил председатель комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев.
Республику он посетил вместе с делегацией верхней палаты российского парламента после выездного заседания комитета во Владикавказе. Оно было посвящено развитию международных и внешнеэкономических связей российских регионов. Северная и Южная Осетия, по словам сенатора, могли бы сотрудничать активнее уже сегодня. Однако власти обеих республик не рискуют брать на себя такую ответственность.
«У нас в этой сфере сейчас определенный правовой пробел, вопросы не отрегулированы четким образом. По логике вещей, любой чиновник должен руководствоваться общеизвестным принципом: разрешено все, что не запрещено. Но на практике часто получается наоборот, когда чиновники не берут на себя ответственность принимать решения, считая, что, раз не разрешено законом, то лучше бы и не торопиться», — сказал Косачев.
Перевести отношения с Южной Осетией на новый уровень поможет второй базовый закон о приграничном сотрудничестве. Он был разработан еще больше 10 лет назад, но тогда его отвергло правительство. Сенатор от Северной Осетии Александр Тотоонов считает, что этот документ необходимо принять в максимально сжатые сроки.
«Это в любом случае интенсифицирует все наши связи и все процессы, которые должны проходить в Южной Осетии. Пока это проходит в форме оказания помощи российской стороной в восстановлении Южной Осетии. Но потихоньку мы вкатываемся в другой период — период построения собственной экономики. Это процесс, который неразрывно связан с построением государственности молодой республики», — сказал он.
Второй базовый закон о приграничном сотрудничестве комитет Совета Федерации по международным делам обсудит на одном из ближайших заседаний. Специально для этого сенаторы пригласят представителей правительства и коллег из нижней палаты. Принять же документ, как считает Константин Косачев, будет возможно до парламентских выборов, которые пройдут 18 сентября.
Ранее, 30 июня 2015 года, президент Путин подписал закон о ратификации договора о сотрудничестве и интеграции с Южной Осетией. На реализацию договора был выделен 1 млрд рублей из бюджета России на нынешний год. В ноябре 2015 года Россия заключила договор о стратегическом партнерстве и с Абхазией.
Помимо России, независимость Южной Осетии после войны 2008 года признали еще четыре государства – члена ООН: Венесуэла, Никарагуа и два островных тихоокеанских государства – Науру и Вануату.
Таким образом, с точки зрения международного права РЮО, как и Абхазия, считается частично признанным государством (в отличие, например, от Приднестровья и Нагорного Карабаха, не признанных ни одним государством – членом ООН).
Южная Осетия имеет статус частично признанной республики — независимость от Грузии она провозгласила в декабре 1991 года. При этом правовой статус региона как самостоятельной республики признали пять государств — Россия, Венесуэла, Никарагуа, Науру и Тувалу.