НАСА опубликовало впечатляющее фото центрa нашей галактики

Астрономам, работающим с телескопом Hubble удалось заглянуть вглубь галактики Млечный Путь и запечатлеть ее центр, прибегнув к инфракрасному диапазону. Уникальный снимок был опубликован на официальном интернет-ресурсе американского аэрокосмического агентства NASA.

Астрофизики при помощи космического телескопа Hubble сделали в инфракрасном диапазоне снимок центра галактики Млечный Путь, в котором насчитывается более полумиллиона звезд и находится сверхмассивная черная дыра Стрелец A*. Об этом сообщается на сайте НАСА.

Участок звездного неба, запечатлённый на снимке, находится на расстоянии 27 тысяч световых лет от нашей планеты. За исключением голубоватых звёзд на переднем плане, все попавшие «в кадр» точки представляют собой единое скопление звёзд, одно из крупнейших в нашей галактике.

Ученые считают, что эти звёзды окружают сверхмассивную чёрную дыры в центре Млечного пути, Масса которой примерно в четыре миллиона раз превышает массу Солнца.

Существующие данные свидетельствуют, что всего в участке Млечного пути, запечатлённом на снимке, может быть расположено более 10 миллионов звёзд. Снимок охватывает участок пространства протяжённостью около 50 световых лет.

Как рассказывают специалисты NASA, для астрофизиков подобные изображения представляют далеко не только эстетическую ценность — с их помощью учёные могут получить информацию о массе звёзд и их химическом составе. Также подобные наблюдения позволяют больше узнать об истории этого кластера звёзд, а в некоторой степени и обо всей нашей галактике. В частности, специалисты надеются найти ответ на вопрос, как именно кластер сформировался — образовалось ли большое количество различных звёзд друг рядом с другом сразу, или же они постепенно были «стянуты» в центр Вселенной из разных её участков.

Снимок позволит ученым понять природу центра Млечного Пути. Звездная материя в него могла попасть с окраин Галактики или из шаровых звездных скоплений. Телескоп Hubble запущен в космос 24 апреля 1990 года при помощи шаттла Discovery. На следующий день обсерватория вышла на расчетную низкую околоземную орбиту и приступила к работе. Масса Hubble достигает 11 тонн. Его сход с орбиты, как ожидается, произойдет не ранее 2030-го. Обсерватория способна исследовать космос в видимом, инфракрасном и ультрафиолетовом диапазонах излучения.

Это далеко не первый снимок, полученный с помощью орбитальной обсерватории «Хаббл» и представленный широкой публике. В частности, недавно NASA представило снимок слияния галактик в единый объект, который носит название MACS J0416.1-2403 — это фото астрономы назвали «космическим калейдоскопом». Другой снимок, под неофициальным названием «небо в алмазах», изображает звёздное скопление Trumpler 14 в Туманности Эты Киля.

В центре нашей Галактики очень тесно. Это изображение, полученное с помощью камеры WFC3 (Wide Field Camera 3) космического телескопа «Хаббл», охватывает область шириной около 50 световых лет, а попало на него более 500 000 звезд. И почти все они, за исключением нескольких голубых звезд на переднем плане, относятся к скоплению вокруг центра Млечного Пути, удаленному от нас примерно на 27 000 световых лет. Плотность звезд в этом скоплении такова, что в сферу диаметром 4,3 световых года (а это расстояние от Солнца до ближайшей к нам звездной системы Альфы Центавра), поместилось бы около миллиона звезд! Помимо аналогичного скопления в галактике Андромеды это — самое плотное и массивное из известных звездных скоплений в Местной группе.

Казалось бы, при таких параметрах центр Галактики должен быть хорошо видим во всех деталях, но это не так. Его от нас загораживают большие облака межзвездной пыли, которые сильно ослабляют и фактически блокируют не только оптическое, но и ультрафиолетовое, и мягкое рентгеновское излучение. Зато эта пыль почти прозрачна для инфракрасного излучения, и оно позволяет ученым заглядывать внутрь пылевых облаков, надежно скрывающих галактический центр от обычной оптической астрономии. Другими «окнами» в этот мир являются, например, радио- и гамма-астрономия.

Камера WFC3 снимает как раз в инфракрасной части спектра. Обсуждаемое изображение было получено путем сложения и обработки мозаики из девяти отдельных снимков, присланных «Хабблом» в сентябре 2011 года. Цвета на этом изображении условные: чем краснее, тем через более толстый слой пыли прошел свет от звезды на пути до объектива камеры. При этом некоторые чрезвычайно плотные газопылевые облака настолько непроницаемы, что выглядят черными пятнами: то, что находится за ними пока не видно даже в ИК-телескопы. Согласно некоторым оценкам, скрытыми в пыли остаются еще по меньшей мере 10 миллионов звезд скопления.

В самом центре картинки, в районе наибольшей концентрации красноватых звезд, обведенном кружочком, вероятно, находится сверхмассивная черная дыра, которую обозначают Стрелец A* (потому что она располагается внутри созвездия Стрельца на нашем небе). Ее массу оценивают в 4,31 миллиона масс солнца (что, кстати, не так уж и много по сравнению с другими галактиками сопоставимых размеров, центральные черные дыры которых могут иметь массу до миллиардов масс Солнца).

Центр нашей Галактики находится под пристальным наблюдением астрономов, которые используют для этого и наземные, и космические обсерватории. С развитием наблюдательной техники и ростом вычислительных мощностей ученые могут заглядывать все глубже, постепенно приближаясь к самому центру Галактики. Обсуждаемое изображение стало пока самым подробным из полученных в «околоптических» диапазонах спектра. На коллаже ниже показано, как астрономы со временем получали все более и более подробные детали галактического центра.