Завтра, 12 февраля, впервые в истории встретятся предстоятели крупнейших в мире Церквей – Римско-Каталической и Русской Православной. Предстоящая встреча, по признанию папы Франциска, готовилась два года в обстановке секретности. Ожидается, что главным вопросом встречи станут притеснения христиан в мире. Похоже, что оба церковных лидера хотят решить одну задачу - вернуть христианство в мировую политику.
Патриарх Кирилл и папа Франциск, каждый в своей церкви, стараются утвердить христианство в качестве реальной силы в обществе. Папа уже реформировал банк Ватикана, постепенно проводит изменения в курии, чтобы сделать ее управление более мобильным. Патриарх реформировал администрацию патриархата, создал новую систему отделов во главе с Синодом, Высшим церковным советом и церковным парламентом (Межсоборное присутствие).
Обе церкви пытаются быть во всех сферах общества, несмотря на не всегда позитивное отношение к христианству со стороны государства. Однако стоит отметить, что в риторике Франциска более заметен диалог с любыми силами в обществе, тогда как Кирилл настроен более воинственно. Но, как считают эксперты, приспособление православия к демократическим правилам – дело времени.
На предстоящей встрече главы церквей обозначили общую повестку – защита прав гонимых христиан и вытеснение церквей из общественной жизни на фоне распространения псевдоисламского экстремизма.
Несмотря на то, что страна для встречи не должна была рассматриваться как каноничная территория православия или католицизма, была выбрана Куба - католическая страна, но близкая к России исторически.
Встреча и принятие совместной декларации произойдет в аэропорту, как нейтральной территории. Размышления о вероучении и молитвы не входят в повестку встречи. Надо сказать, что внутри РПЦ достаточно сил, которые против сближения с другими церквями, поэтому «идолопоклонство» перед папством могло бы серьезно подпортить репутацию патриарха Кирилла.
Между тем представители РПЦ не связывают встречу лидеров церквей с предстоящим Всеправославным собором. Надо отметить, что Всеправославный собор не созывался с времен Византии, поэтому предстоящий Собор должен будет определить нормы жизни православия в нынешних реалиях.
Встреча Кирилла и Франциска свидетельствует, что именно глава РПЦ и лидер западных христиан решают проблемы мирового христианства, а не патриарх Константинопольский Варфоломей, обладающий титулом Вселенский, но не обладающий реальной силой.
Надо также выделить, что с момента вступления на патриаршеств Кирилла начали активно закладываться основы для диалога папы и патриарха (до этого такое событие считалось невозможным из-за множества разногласий между церквями). Постепенно были обозначены общие интересы в некоторых вопросах, в частности – защита семейных ценностей, сохранение христианства в западном мире в условиях глобализации.
Если говорить об Украине, то здесь две церкви быстро нашли общий язык. Позиция Ватикана по братоубийственной войне на Донбассе разочаровала многих католиков. В Крыму также был найден дипломатический вариант управления католическими приходами. Без этих решений встреча папы и патриарха была бы невозможной.
Накануне встречи уже можно сказать, что совместное заявление глав церквей вынудит политиков стран мира, по крайней мере, учитывать проблемы христиан наряду с проблемами беженцев и экстремизма.
Нельзя забывать, что механика действий церковных решений совсем иная, нежели в светском обществе. Церковные лидеры дают надежды, символические ориентиры для верующих. После встречи глав церквей католики и православные будут лучше относиться друг к другу. К сожалению, на Ближнем Востоке это произойдет не сразу. Поэтому можно сказать, что впервые в истории папа Франциск и патриарх Кирилл объявили «крестовый поход» против исламского экстремизма. Кто из политиков нашьет крест на свою одежду – покажет время.