Как микробы помогают медведям перезимовать

Ученые выяснили, что сезонные изменения в микрофлоре кишечника бурых медведей помогают им справиться с трудностями зимовки.

Всем хорошо известно, что бурые медведи на зиму впадают в спячку, а чтобы пережить этот период, медведи перед этим много едят, запасая тем самым жир. Но этот жир не вызывает у медведей никаких болезней, связанных с ожирением и чрезмерными калориями, типа диабета, метаболического синдрома и прочих болячек.

У специалиста в таком случае напрашивается вывод, что у животного перед зимовкой происходят какие-то изменения в обмене веществ, которые исключают развитие болезней. Однако при более детальном подходе к этому вопросу, стало ясно, что одними зимовочными метаболическими перестройками мало что объясняется.

С другой стороны известно, что ожирение часто возникает из-за проблем с кишечной микрофлорой. Симбиотические бактерии очень сильно влияют на процесс усвоения калорий из еды, поэтому нормальный обмен веществ в организме будет происходить только при определенном балансе разных групп микроорганизмов в кишечнике. В случае, когда одна из этих групп получает перевес, то этот дисбаланс непременно приведет к ожирению. Например, известно, что перевес бактерий Bacteroidetes наблюдается у худых людей, а Firmicutes – у людей с избыточным весом.

Между тем ученые из Гётеборгского университета высказывают предположение, что секрет «здорового» медвежьего ожирения скрывается в составе кишечной микрофлоры животных. Догадка ученых нашла подтверждение в дальнейших исследованиях. Оказалось, что состав микрофлоры кишечника медведя меняется в зависимости от сезона: летом «ассортимент» бактерий был более разнообразным, и в нем больше присутствовало Firmicutes и Actinobacteria, а зимой видовое разнообразие бактерий сокращалось, при этом получали преимущество Bacteroidetes.

Также учеными было обнаружено заметное изменение уровня молекул, имеющих отношение к жировому обмену, а также промежуточных продуктов расщепления жиров – холестерина, желчных кислот, триглицеридов. Когда лабораторным мышам «подсаживали» медвежьи микрофлоры, то оказалось, что мыши с «летней» микрофлорой быстро набирали вес, но при этом никаких аномалий в обмене веществ у них не наблюдалось, диабетических признаков также не было выявлено. То есть, бактерии действительно помогают медведям «нагулять» жир без негативных последствий для здоровья животных.

Интересно, что ожирению людей способствуют те же Firmicutes, что помогают медведям делать жировой запас на зиму. Ученые предполагают, что у медведей эти бактерии работают в паре с какими-то другими микробами, которые препятствуют развитию диабета. Возможно, дальнейшие исследования этой особенности медвежьего организма помогут медикам бороться с болезнями, которые сопутствуют избыточному весу человека.

Ранее портал rabochy-put.ru сообщал о том, что в Смоленском Поозерье из-за погоды медведи не впадают в спячку. Следы хищников обнаружили сотрудники службы охраны национального парка в конце яннваря.

Специалисты объясняют изменение сроков залегания в берлоги медведей аномально теплой погодой, установившейся в Смоленской области в ноябре-декабре прошлого года. Точно такое же явление наблюдалось и в начале 2015 года, когда медведи впали в спячку лишь в конце января.

В этот период хищники питаются тем, что удается поймать. Так в прошлом году один медведь на несколько дней обосновался на солонце для минеральной подкормки диких копытных, который довольно активно посещали лоси.