«Лиловый носок» помог ученым раскрыть тайны эволюции

«Лиловый носок» - так между собой называли ученые это глубоководное существо, которое действительно было похоже на кем-то выброшенный лиловый носок.

«Представьте себе носок, брошенный на пол - именно так они и выглядят. Или как сдутый шарик», - рассказывает руководитель группы исследователей профессор Грег Роуз из Скриппского института океанографии в США.

Особенность «носка» в том, что 60 лет ученые не могли определить, к какому виду или роду он принадлежит. И только после того, как недавно в Тихом океане были обнаружены четыре особи этого загадочного организма, ученые пришли к выводу, что имеют дело с одним из самых примитивных представителей вторичноротых животных.

Существу было дано название Xenoturbella.

Xenoturbella была обнаружена в 1949 году. Интересно, что существо не имело глаз, мозга и кишечника – только одни небольшой рот. Еда попадала в рот, а обратно выходили экскременты.

Проведенные ранее анализы ДНК говорили, что этот организм сродни моллюскам, но это было ошибочное утверждение. Как в дальнейшем выяснилось, Xenoturbella копировала ДНК своей пищи.

Некоторые ученые считали, что Xenoturbella – сохранившийся представитель более развитого организма, которое в процессе эволюции избавилось от ненужных органов и частей тела.

Однако недавно обнаруженные особи Xenoturbella помогли ученым изучить их более детально и в естественной среде. К тому же были обнаружены новые, до этого неизвестные, экземпляры, которые получили названия Xenoturbella monstrosa (крупный экземпляр), и Xenoturbella churro, названный из-за схожести с испанской разновидностью пончика.

Был более детально проведен анализ ДНК.

«Мы подтвердили, что они входят в очень примитивную группу», - сообщил профессор Роуз.

С его слов, Xenoturbella находится у самого основания генеалогического древа, и теперь «важная ветвь эволюции пополнилась не одним, а сразу четырьмя новыми видами».

Однако на этом нельзя сказать, что все тайны «лилового носка» раскрыты. Прежде всего, остается тайной, как это существо питается,

«Мы никогда не видели, как он ест. Мы встречаем его там, где обитают моллюски, мы находим внутри Xenoturbella молекулу ДНК этих моллюсков. Но на вскрытии выясняется, что их внутренности пусты. Каким образом питается Xenoturbella – остается большой загадкой», - заявил ученый.

Ко всему прочему, у Xenoturbella очень маленький рот, который не имеет зубов или какого-нибудь сосательного хоботка.

И все же команда исследователей надеется, что в последующих подводных экспедициях им удастся получить больше информации об этих удивительных глубоководных обитателях океана.