Низкие цены на энергоносители и, как следствие, дыры в бюджете привели российские власти к мысли о продаже госкомпаний, то есть, новой волне приватизации, которая в антикризисном плане, не скрывая, названа «крупной». В тоже время, президент РФ Владимир Путин четко обозначил: государство не намерено отпускать стратегические предприятия.
Как было заявлено министрами финансово-экономического блока и Алексеем Кудриным на недавно прошедшем Гайдаровском экономическом форуме, из-за обвала цен на нефть российский бюджет может потерять 1,5 триллиона рублей. Там же было сказано, что правительство РФ не будет делать дополнительных заимствований и примет меры по «латанию дыр» в бюджете за счет приватизации государственного имущества.
«В новом антикризисном плане нет детализации, у нас там записано – «крупная приватизация», - заявил представитель Минэкономразвития.
По расчетам Минфина, «крупная» приватизация госимущества должна принести в госбюджет один триллион рублей за два года. По сравнению с предыдущими «распродажами», это гигантская сумма. Например, в прошлом году, по данным Росимущества, государство получило всего 7,2 миллиарда рублей. На текущий год планировалось продать уже на 33,2 миллиарда рублей, однако реальность оказалась гораздо пессимистичней.
Сегодня на совещании у президента РФ Владимира Путина обсуждалось, что из госактивов можно «пустить с молотка». В совещании приняли участие не только ключевые министры во главе с премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым, но и потенциальные покупатели этих активов. В числе приглашенных были главы ВТБ, «Роснефти», «Аэрофлота», «Совкомфлота», «Башнефти», «Алросы» и прочая.
Владимир Путин сразу обозначил, что государство не собирается терять контроль над стратегическими предприятиями.
«Подчеркну, контрольный пакет акций системообразующих компаний с госучастием нужно, во всяком случае, сегодня, сохранять в руках государства», - сказал глава государства.
Пока неизвестно, на какие госкомпании наложено табу. Если вспомнить декабрьскую пресс-конференцию президента, то на ней была заявлена готовность к приватизации «Роснефти», «Аэрофлота» и даже некоторых предприятий, работающих на гособоронзаказ.
На совещании президентом было сказано, что при приватизации госкомпаний нельзя продавать акции по бросовым ценам, так как это не даст выполнить задачу приватизации и может создать условия для захвата предприятий конкурирующими компаниями.
Также говорилось об учете деловой репутации инвесторов, наличии у них обязательной стратегии развития приобретаемой госкомпании и российской юрисдикции.
По мнению президента, сделки с госимуществом должны осуществляться на собственные или привлеченные на рынке ресурсы. Госбанки к приватизации не будут допущены. Глава государства запретил им кредитовать покупателей госкомпаний. Также Путин высказался против приватизации крупнейшего банка страны, сославшись на противоречие этой сделки интересам вкладчиков.