Многие человеческие качества и способности оказались присущими обезьянам, среди них – доверие другу, неприятие жестокости, юмор и ругань, и даже учение зарабатывать и тратить деньги.
В течение пяти месяцев биологи вели наблюдения за 15 шимпанзе. На основе таких показателей, как дружеское отношение, уход и разделение пищи, ученые определили для каждой обезьяны самого близкого «друга» и самого большого «недруга».
На следующем этапе обезьянам была предложена игра «на доверие» с «другом» и «недругом» по 12 раз. Шимпанзе предлагалось на выбор: потянуть «веревку недоверия» и получить доступ к еде, которую она не очень любит, либо потянуть за «веревку доверия», которая открывает второй обезьяне-другу доступ к вкусной еде. При этом «товарищ» может ответить взаимностью, поделившись вкусной едой. Получается, что выбор «веревки доверия» взаимовыгоден для обезьян, но при условии уверенности первой обезьяны в том, что со стороны «друга» последует ответный благородный поступок. В результате обезьяны-друзья активно пользовались «веревкой доверия». А вот в случае с шимпанзе-«недругом» результат был совсем другой. В человеческом обществе наблюдается аналогичное поведение людей.
Ответ на вопрос, возможен ли диалог человека с обезьяной, был получен учеными еще в прошлом веке, когда обезьян обучили языку жестов. Одной из таких обезьян стала шимпанзе Уошо. Воспитываясь людьми, она различала значения слов и могла ими пользоваться. За свою 42-летнюю жизнь Уошо усвоила около 350 жестов и наверняка считала себя человеком, так как в процессе сортировки фото животных и людей на две группы изображений, она свое фото всегда откладывала в группу людей, а всех других обезьян – в группу животных.
Похожая история произошла с гориллой Коко, которой с детства занимался профессор Стэнфордского университета Пэнни Паттерсон. Через несколько лет горилла усвоила около 600 символов и сама могла их показывать.
Проведенные исследования показали, что смысл денег, как материальной ценности, понятен не только человеку, но и обезьянам.
Ученые Йельского университета научили капуцинов пользоваться деньгами. В вольере обезьян был установлен рычаг, дающий возможность заработать «деньги». Суть работы заключалась в нажатии рычага с усилием в 8 килограммов, что для маленьких капуцинов представляло довольно сложную задачу.
За каждое удачное нажатие обезьяны получали виноград, который впоследствии был заменен на разноцветные пластмассовые жетоны, обладающие разной ценностью и должны были выполнять роль денег. Жетоны можно было обменять на разные фрукты.
Вскоре, как и в человеческом обществе, в стае появились трудяги, лентяи, грабители и накопители. У обезьян появились отсутствующие ранее черты – жадность, жестокость, стремление отстоять свои деньги.
Интересно, что, пока сладкий виноград и кислые яблоки стоили одинаково, обезьяны всегда выбирали виноград, но когда он стал стоить в два раза дороже, большинство обезьян перешли на яблоки, лишь иногда позволяя себе лакомиться виноградом.
Однажды произошло даже ограбление «кассы» одним из капуцинов. При попытке забрать у него добычу, обезьяна вела себя очень агрессивно.
Юмор и ругань также присуще обезьянам. Шимпанзе Уошо, например, знавшая язык жестов, часто использовала жест «забавный» для описания смешных игр. Однажды за машиной, в которой ехала Уошо погналась собака. Видя, что собака не отстает, обезьяна показала жест, означающий «плохая грязная собака».
Если обезьяну помещали в человеческую семью, то через некоторое время она начинала подражать людям, повторяя нехарактерные для себя действия. Аналогичное копирование происходило и в эмоциональном плане.
Капуцинам, например, знакомо чувство справедливости и ожидание вознаграждения за выполненную работу: если за одну и ту же работу обезьяна получала меньшее вознаграждение, чем ее «коллега», то обезьяна начинала возмущаться.
Все эти эксперименты позволяют сделать вывод, что люди – не совсем уж уникальные создания, ведь жизнь братьев наших меньших еще полна загадок.