Ученые Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации (РАНХиГС) считают, что в России практически не работает система передачи органов одного человека другому. Такое мнение специалистов было представлено правительству РФ в аналитической записке «О донорстве органов человека и их трансплантации».
Чтобы как-то сдвинуть этот вопрос с «мертвой точки», ученые РАНХиГС предлагают провести всероссийский опрос населения, а отношение к трансплантации органов вписать в полисы обязательного медицинского страхования (ОМС).
Ученые заявляют, что потребность в органах для нуждающихся в них людей на сегодняшний день находится на уровне девяти тысяч операций в год. В реальности выполняется всего лишь на 16%, при этом операции по трансплантации органов делают лишь в 24 субъектах РФ из 85.
Как известно, статьей 1 ФЗ №4180-1 («О трансплантации органов и (или) тканей человека») продажа органов в России запрещена. Поэтому донорами чаще всего становятся умершие люди. Сама процедура заключается в том, что человек может известить соответствующие службы о своем желании отдать себя на органы, заявив об этом, в присутствии родственников и незаинтересованных свидетелей, уполномоченным органам или оставив завещание аналогичного содержания.
Если же не выполняется ни одно из этих условий, медицинская организация может изъять органы сразу после смерти человека – в законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» это называется «презумпцией согласия». При этом согласия родственников закон не предусматривает, что, в свою очередь, становится поводом для судебных разбирательств. Истцы часто ссылаются на статью 5 ФЗ «О погребении и похоронном деле», который предполагает обязательное согласие родственников на изъятие органов или тканей умершего.
«Презумпция согласия базируется, с одной стороны, на признании негуманным задавать родственникам практически одновременно с сообщением о смерти близкого человека, либо непосредственно перед операцией или иными мероприятиями лечебного характера об изъятии его органов или тканей, а с другой стороны – на предположении, обоснованном фактическим состоянием медицины в стране», - такой довод часто приводится в суде в защиту «презумпции согласия».
Однако, прецеденты судебных разбирательств не ушли из практики, поэтому в 2013 году условия трансплантации были конкретизированы в новом законе «О донорстве органов, частей органов человека и их трансплантации (пересадке)», который в настоящее время находится на рассмотрении в Госдуме.
Проект нового закона говорит, что перед изъятием органов медицинское учреждение обязано поставить в известность родственников пациента, которые могут воспрепятствовать этой процедуре. Если же в течение двух часов после констатации смерти связаться с родственниками не удалось, то умерший становится донором по умолчанию.
С такой постановкой вопроса не согласен глава московского филиала Центра медицинского права Андрей Карпенко.
«Получается, это положение сводит на нет «презумпцию согласия», так как обращение сразу после смерти лица к его родственникам для получения согласия неэтично и может вызвать ожидаемую негативную реакцию», - сказал юрист.
В этом вопросе есть еще одно «но» - россияне боятся принимать решение о своем донорстве после смерти. Об этом свидетельствуют опросы «Левада-центра» за 2013 год, когда только 51% были готовы к этому. Поэтому эксперты не рекомендуют проводить такие опросы, так как «клиент не созрел» еще.
Если все же большинство россиян откажется от посмертной трансплантации, проблему можно решить терапевтическим клонированием органов, но для этого опять понадобится свой закон.