Российские физики создали чип, заменяющий гигантские лазерные установки

Российские ученые совместно со своими швейцарскими коллегами разработали уникальный чип, который способен генерировать фемтосекундные импульсы света со специальным частотным спектром, получившем название «оптическая гребенка». Как отмечают авторы, достичь этого удалось лишь с помощью огромных и сложнейших лазерных установок.

Как отмечает издание «АиФ» со ссылкой на научный журнал Science, разработкой занималась группа российских и швейцарских физиков. Созданный ими чип генерирует импульсы света с особым частотным спектром «оптическая гребенка». Ранее этого удавалось добиться с помощью больших и сложных лазерных установок.

Фемтосекундные оптические гребенки были изобретены в конце 90-х годов. Изобретение оказалось востребованным в системах телекоммуникации, в лазерной спектроскопии, в астрофизике. В 2005 году авторы разработки получили за них Нобелевскую премию.

Для создания таких гребенок физики МГУ и Российского квантового центра предложили использовать «солитоны» (компактно упакованные волны, своеобразные электромагнитные цунами, ведущие себя, как частицы).

«Разница, конечно, огромная. Если в лазерах с синхронизацией мод для генерации импульсов используются сложные оптические устройства, среды и специальные зеркала, то мы получаем такие же стабильные импульсы в простом пассивном резонаторе, внедренном в микрочип и имеющем размеры не более 100-200 микрон», – рассказал один из российских соавторов статьи профессор физического факультета МГУ Михаил Городецкий.

Он обратил внимание и на изменение качества гребенок. Ученым удалось сократить длительность импульсов со 100-200 до 30 фемтосекунд. Это как снижает размеры, сложность и стоимость генераторов гребенок, так и открывает новые горизонты для их использования.