Ученые РАН обнаружили доказательства самого раннего - шестого вымирания живых организмов

Ученые из Института нефтегазовой геологии и геофизики (ИНГГ) СО РАН совместно с коллегой из Екатеринбурга Андреем Масловым обнаружили следы первого вымирания живых организмов на Земле, причем, этот факт произошел на 100 миллионов лет раньше, чем считалось до этого открытия.

Как считалось ранее, геологическая история нашей планеты зафиксировала пять крупнейших вымираний организмов, при этом самым первым считалось ордовикско-силурийское вымирание, случившееся 450-440 миллионов лет назад. Но ученые ИНГГ утверждают, что примерно 550 миллионов лет назад произошло еще одно массовое вымирание живых организмов, которое было названо «котлинским кризисом». В ходе этого периода на планете бесследно исчезло «целое царство живых существ (вендской биоты)».

Со слов заведующего лабораторией палеонтологии и стратиграфии докембрия ИНГГ СО РАН Дмитрия Гражданкина, около 530 миллионов лет назад биосфера Земли восстановилась, но уже в другом виде. История биосферы не знает подобных кризисов, когда на месте уничтоженной пищевой пирамиды возникала совершенно другая, современная, с водорослями и растениями в основании, а не бактериями, как это было ранее.

Первыми начали вымирать трубочки, которые питались слизью. Как свидетельствует геологическая история, около 580 миллионов лет назад Землю заселили необычные мягкотелые существа, которые не были похожи ни на одну известную сегодня форму жизни. Эти существа составляли основную часть биологического разнообразия в то время и были названы вендобиотами. Интересно, что они состояли из большого количества трубочек и имели большой разброс в размерах – от одного сантиметра до полутора метров. Жили эти существа на мелководье и питались слизью, образованной сообществами бактерий. Но примерно 550 миллионов лет назад все вендобиоты пропали из геологической летописи, при этом ученым не было ясно, является ли этот факт следствием их вымирания.

Между тем период 550-530 миллионов лет ученые связывали с глобальным понижением уровня моря. Чтобы разрешить загадку с вымиранием вендобиотов, новосибирские ученые в течение десяти лет исследовали отложения на Южном Урале, на территории Башкортостана.

«Отсутствие ископаемых останков организмов в геологической летописи вовсе не означает вымирание вида. Поэтому перед нами стояла задача найти морские отложения, некогда представлявшие, безусловно, благоприятную среду для обитания вендобиотов и способствующие сохранности их останков», - сообщил Гражданкин.