Телескоп "Магеллан" зафиксировал "зародыш" планеты в созвездии Тельца

Астрономы США и Австралии зафиксировали формирование новой планеты возле звезды LkCa15. Космический объект растет за счет поглощения газа и пыли. Находится в 450 световых годах от Земли в созвездии Тельца.

Обнаружить зарождение новой планеты удалось с помощью телескопа «Магеллан», установленный в чилийской обсерватории Лас-Кампанас.

«Это первое неопровержимое открытие планеты, которая еще не закончила свое формирование. Разница в яркости между протопланетой и звездой сопоставима с тем, насколько лампочка ярче светлячка. Излучение планет крайне тяжело отделить от свечения звезды, но благодаря тому, что мы сфокусировались на определенной части спектра, где планета сияет ярко, мы смогли ее увидеть», - рассказывает Кейт Фолетт из Стэнфордского университета.

Открытие зарождающейся планеты подтвердило гипотезу ученых, что планеты начинают формироваться внутри плоского газопылевого диска. Завершается процесс после серий столкновений планетизималей – «зародышей» планет размером с Весту или Цереру, а также крупных комет и астероидов.

Однако дальнейший процесс рождения планеты ученым неизвестен. Существует несколько теорий, но они пока не находят подтверждения. Этим объясняется в настоящее время усиленный поиск новорожденных планет и их «зародышей».

Ученые обратили внимание, что в процессе формирования ядра будущей планеты окружающий ее газ и пыль нагреваются до 10-15 тысяч градусов по Кельвину, что заставляет имеющийся в ядре водород светиться в красной части спектра видимого излучения.

Попытка ученых найти «красный след» присутствия экзопланет в нескольких известных протопланетных дисках наконец увенчалась успехом: у звезды LkCa15 на расстоянии в 16 астрономических единиц был обнаружен зародыш планеты-гиганта LkCa15b.

Открытие «зародыша» стало полной неожиданностью для астрономов, поскольку возраст протопланетного диска у LkCa15 составляет всего два миллиона лет. Этот факт ставит перед учеными другой вопрос: как «горячие юпитеры» и прочие гиганты способны так быстро формироваться.

Также существующие планетологические теории не могут дать объяснение тому, что магнитное поле LkCa15b примерно в 20 раз сильнее, чем у сегодняшнего Юпитера.

В настоящее время перед учеными из Стэнфордского университета стоит задача: подтвердить существование двух других экзопланет в созвездии Тельца, чьи следы были зафиксированы во время наблюдений за рождением LkCa15b.