Индийские ученые обнаружили радиогалактику с "суперогромной" черной дырой в центре

Индийские астрономы из университета научных исследований космоса сообщили, что обнаружена редкая умирающая радиогалактика. Ученые дали ей название J021659-44920.

Открытая галактика находится в девяти миллиардах световых лет от нашей планеты. Ее границы в видимом спектре простираются на 100 тысяч световых лет, а если брать это расстояние в радиодиапазоне, то оно составит четыре миллиона световых лет.

Галактики такого размера – большая редкость. Индийские астрономы предполагают, что J021659-44920 сейчас находится в стадии, когда свет ее лопастей затухает, то есть, галактика умирает. Вывод о том, что галактика умирает, подтверждает черная дыра в ее центре. Другого определения как «суперогромная» для нее не подходит, считают астрономы.

Своим электромагнитным излучением дыра притягивает к себе материю. Это движение порождает радиоизлучение. Кстати, магнитное излучение может как притягивать материю к черной дыре, так и отталкивать ее. Когда черная дыра в центре галактики исчезает, из нее в разные стороны выходят потоки плазмы, и это продолжается в течение нескольких миллионов лет.

Напомним, что радиогалактика – это галактика, являющаяся источником мощного излучения. Ее мощность составляет 1045 эрг в секунду. Для сравнения, радиосветимость обычных галактик, вроде нашей, составляет 1037-1038 эрг в секунду.

В качестве примера, можно привести одну из известных радиогалактик – Лебедь А – это очень мощный внегалактический источник радиоизлучения. Она была открыта случайно: ученые обратили внимание, что в определенной части неба не наблюдается оптически ярких объектов. Оказалось, что в этом месте имеется источник мощного радиоизлучения – небольшая, 18-й видимой звездной величины, двойная галактика с очень близко расположенными компонентами. Ее назвали «Лебедь А», так как в созвездии Лебедя она является самым интенсивным источником радиоизлучения.

В числе известных радиогалактик можно назвать Центавра А (самая близкая к нашей планете), Дева А, Печь А.