Несмотря на девальвацию национальной валюты и наращивание добычи нефти, доходы Норвегии сокращаются. Правительство уже посматривает на Фонд национального благосостояния.
За девять месяцев 2015 года чистая прибыль от своих нефтегазовых активов сократилась на 13% - с 83,3 миллиардов крон до 72,3 миллиардов. Такие показатели приведены в финансовой отчетности госкорпорации Petoro – управляющей компании, в ведении которой находится фонд «Государственные прямые финансовые вложения (SDFI). Фонд аккумулирует все государственные нефтегазовые активы на норвежском континентальном шельфе.
Сокращаются государственные инвестиции в нефтегазовую отрасль через SDFI: за девять месяцев 2015 года инвестиции составили 2,85 миллиарда долларов США, что на 21% меньше, чем в прошлом году.
«Падение показателя отражает сокращение капитальных затрат на развитие проектов и снижение некоторых операционных инвестиций», - сообщает Petoro.
Petoro отмечает, что падение кроны к доллару США помогло смягчить падение цен на нефть. С сентября прошлого года норвежская валюта подешевела на 32% к американскому доллару. Однако обвал цен на нефть подействовал еще сильнее.
Чтобы как-то покрыть убытки от снижения стоимости нефти, Норвегия в настоящее время наращивает объемы ее добычи, однако темпы пока очень малы – чуть более двух процентов (399 тысяч баррелей в сутки в 2014 году до 409 тысяч баррелей в 2015 году).
Кроме прямых поступлений из фонда SDFI правительство Норвегии получает доходы в виде налогов на добычу от частных нефтедобывающих компаний и в виде дивидендов от крупнейшей энергетической компании страны Statoil. Доля государства в Statoil составляет 76%. Надо отметить, что в третьем квартале компания понесла меньшие убытки, чем годом ранее (330 миллионов долларов против 700 миллионов долларов США). Сокращение убытков было достигнуто через сокращение затрат, в первую очередь, капитальных инвестиций.
«Мы продолжаем урезать наши основные инвестиционные расходы, поскольку резкое снижение нефтяных цен в ходе квартала показало, что нам надо стремиться к большей рентабельности», - сказал глава Statoil Эльдар Сэтре.
Падение цен на нефть и сокращение инвестиций тормозит рост норвежской экономики. Если за 2014 год ВВП страны увеличился на 2,2%, то сегодня можно говорить о стагнации: в первом квартале текущего года экономика Норвегии выросла на 0,1%, во втором – ровно на столько же опустилась.
Если не брать в учет добычу углеводородов, то экономика материковой Норвегии показывает рост, хотя и небольшими темпами: первый квартал – на 0,3%, второй – на 0,2%.
Если говорить о доле нефтегазовых доходов в бюджете страны, то на 2015 год они должны составить 21,2%. В начале октября правительство Норвегии заявило о своем намерении потратить, впервые в истории, часть средств Фонда национального благосостояния (NBIM) на покрытие бюджетных расходов. Это решение вызвало критику со стороны противников сырьевой экономики, которые предложили направить усилия на поддержку частного сектора, более конкурентоспособного.
«Мы делаем шаг от сырьевой экономики к капитализму», - заявил экономист DNB Markets Эйстен Дерум.