Ученые создали импланты, способные «ловить» раковые клетки

Американские ученые разработали импланты, которые способны "ловить" раковые клетки.

Распространение онкологического заболевания на другие органы (метастазирование), которое возможно еще до выявления первичного очага, является одной из самых серьезных проблем в современной медицине. Ее серьезность заключается в том, что этот процесс в большинстве случаев обнаруживается слишком поздно и потому является самой частой причиной смерти от рака.

Специалисты-онкологи считают, что одним из решений этой проблемы может быть в своевременном выявлении так называемых циркулирующих опухолевых клеток (ЦОК), которые разносят заболевание по всему организму. Эти клетки трудно обнаружить, так они передвигаются в организме небольшим количеством. Они являются некоторым подобием морских мин, плавающих в море в поиске своей жертвы. Трудность их выявления сопоставима с отысканием онкологических клеток, ищущих новый орган для его заражения. Причем этот процесс может занять длительное время.

Группа американских ученых из Мичиганского университета разработала новый метод обнаружения ЦОК: они предложили использовать имплантат в виде диска диаметром около пяти миллиметров, изготовленного из биоразлагаемого инертного пористого материала, который широко используется в медицине в устройствах различного назначения.

Имплантат будет играть роль ловушки для ЦОК, в которую будут помещены сигнальные молекулы – хемокин CCL22. Основной функцией этих молекул является контроль клеточной миграции и стимуляция определенных иммунных клеток к их попаданию в внутрь имплантата. Иммунные клетки, в свою очередь, провоцируют раковые клетки последовать их примеру.

Исследования проводились на лабораторных мышах, зараженных раком молочной железы. Животным вводили по два имплантата. Через две недели исследователи обнаруживали в диске циркулирующие опухолевые клетки. Обнаружение ЦОК стало возможным благодаря оптической когерентной томографии, представляющей собой аналог аппарата УЗИ, но с оптическим излучением ближнего инфракрасного диапазона. Томография позволяет выявлять уплотнение структуры клеток, характерное для злокачественной опухоли.

Авторы работы считают, что метод нельзя пока использовать в качестве противораковой терапии, однако это отличный способ раннего диагностирования наличия метастаз.