Японские генетики могут «превратить» мужчину в женщину

Японские ученые-генетики обнаружили в ДНК рыб необычный ген, регламентирующий дальнейшее существование половой клетки: сперматозоид или яйцеклетка. Более того, они поменяли работу гена таким образом, что в яичниках самок рыб начали формироваться сперматозоиды, а в семенниках самцов – яйцеклетки. Эта особенность гена была полной неожиданностью для ученых.

«Это очень важное и неожиданное открытие», - заявил Минору Танака из Института общей биологии Японии.

Необычное открытие было сделано в процессе наблюдения за развитием половых клеток в семенниках и яичниках рисовой рыбки оризии.

Ученые обратили внимание на ген foxl3, «архивную копию» гена foxl2, который отвечает за рост икринок и поддержание их жизнедеятельности в организме будущей матери. Надо сказать, что роль последнего гена не интересовала раньше ученых.

Как выяснилось, foxl3 является своеобразным переключателем, включенное состояние которого означает, что гамета превратится в яйцеклетку, а потом в икринку. Выключенное же состояние говорило, что гамета будет сперматозоидом.

Чтобы утвердиться в своих предположениях, биологи специально повредили этот ген в зародышах самок и принудительно «включили» foxl3 в половых клетках будущих самцов.

Результаты такого вмешательства подтвердили выводы ученых: у самцов стали формироваться яйцеклетки, у самок- сперматозоиды.

Когда половые клетки выросли, ученые извлекли их из тела рыб для последующей проверки способности дать жизнь новому поколению рисовой рыбки оризии. Оказалось, что подобные гаметы вполне жизнеспособны.

Ученые считают, что их открытие смогло объяснить способность некоторых видов рыб и змей к самооплодотворению и открывает новые возможности восстановления вымирающих видов животных.