Итак, вы - специалист высшего звена. Знаете некоторые секреты производства и решаете уволиться. Понимая, что суд в данном случае не является панацеей, наниматель пытается позаботиться о своих интересах самостоятельно.
Во-первых, в некоторых компаниях проводят работу по культивированию лояльности ценных сотрудников: нужным людям предоставляют дополнительные социальные блага (от премии до персональной машины). Топ-менеджера может удержать его участие в капитале. Способствует лояльности предоставление персоналу накопительных бонусов, начисляемых по результатам работы и выплачиваемых через год, а то и пару лет после завершения проекта.
Во-вторых, если что-либо предпринимать уже поздно, поскольку известно, что специалист собирается уходить, наниматель старается ограничить поступление важной информации к "перебежчику". Свою лепту вносит и служба безопасности: с сотрудником проводят воспитательную беседу, с ним стараются не терять контакта и в течение некоторого времени после увольнения.
В-третьих, согласия не переходить на работу к конкурентам в течение определенного времени удается достигнуть с помощью компенсации, выданной работнику после увольнения. Сумма может соответствовать размеру его зарплаты за год или полгода, на эту сумму можно не только купить современный и дорогой кухонный уголок или автомобиль но иногда и квартиру. Деньги выплачивают либо сразу при увольнении, либо ежемесячно: прежний уровень доходов позволит экс-сотруднику безболезненно выполнить оговоренное в трудовом договоре условие.
Это вполне законные, а также необременительные и даже приятные для работника способы воздействия. Гораздо хуже, если в дело вступает "тяжелая артиллерия": сотруднику, решившему переметнуться во вражеский стан, могут угрожать, не отдавать документы, обвинять в пропаже имущества компании.
Чтобы избежать неприятных моментов, имеет смысл подстраховаться: прежде чем покинуть компанию, удостоверьтесь, что у вас нет ни одной важной производственной бумажки, вы не знаете, как производится детская мебель, купить которую можно вот тут, а в электронной почте не осталось даже следов сообщений, относящихся к работе.
И еще один щекотливый момент. Хотя с юридической точки зрения обещание не изменять компании с конкурентом, данное в свое время бывшему работодателю, силы не имеет, в душе нарушивший слово человек понимает, что поступает некрасиво. Слухи о подобном отношении к подписанным соглашениям могут сыграть не в его пользу: репутация окажется подмочена. Поэтому напрямую договоры между работником и организацией нарушают не часто - кто захочет оказаться в черном списке большинства фирм своей ниши? Как правило, вопрос решают полюбовно: получив гарантии сохранения профессиональных секретов компании, редкий работодатель станет задерживать собирающегося уходить сотрудника и мешать его карьере.