Государства, участники Конвенции о запрещении химического оружия, сегодня, 26 июня 2018 года, собрались на внеочередную конвенцию в Гааге. Инициатором данного собрания стала Великобритания, которая, по мнению аналитиков, попытается «протолкнуть» законопроект о наделении ОЗХО (организация по запрещению химического оружия) правом называть виновных в инцидентах с применением отравляющих веществ. Основным же лейтмотивом этого законодательного акта выступает тот факт, что ОЗХО получит право даже при отсутствии достаточной доказательной базы называть тех, кто с «высокой вероятностью» несёт ответственность за химические атаки.
Чтобы выяснить возможные последствия принятия такого решения, наши корреспонденты связались с европейским экспертом по проблемам нераспространения химического оружия. На условии конфиденциальности тот рассказал, что данное предложение британцев, как минимум, контрпродуктивно. Ведь в данном случае у западных государств, имеющих широкое влияние на принятие решений в организации, возникает большой соблазн манипулировать мнением ОЗХО.
Но и это ещё далеко не главная проблема – если ОЗХО начнёт играть роль обвинителя, то это может полностью подорвать к ней доверие и поставить вопрос о степени непредвзятости её решений. Как следствие, в организации может произойти раскол, который уже поставит под угрозу саму Конвенцию о запрещении химического оружия. Также специалисты предупреждают, что установление ответственности за случаи боевого применения отравляющих веществ методом простого голосования может разрушить весь механизм химического нераспространения, что чревато самыми непредсказуемыми последствиями.
Комментируя перспективы принятия внесённого Великобританией проекта решения в ОЗХО, глава британского МИД Борис Джонсон отметил: «Великобритания внесла проект решения, направленный на усиление запрета на химическое оружие. Мы предлагаем ОЗХО начать возлагать ответственность за нападения с применением химического оружия в Сирии. Мы также хотим принять меры по оказанию поддержки государствам в борьбе с угрозой химического терроризма». А вот представители российского внешнеполитического ведомства в этом резюме увидели желание британцев отыграться за недавнее фиаско в деле об отравлении Скрипалей.
Кстати, международные аналитики и наблюдатели также отмечают, что Великобритания намерена вновь реанимировать историю с отравлением в Солсбери Сергея и Юлии Скрипалей. И, несмотря на то обстоятельство, что на данный момент они уже вылечены и выписаны из больницы, Лондон вновь попытается получить поддержку в ОЗХО своей версии, что якобы за всей этой историей «с высокой вероятностью» стоит Россия и её спецслужбы. А это значит, что «с высокой вероятностью» на конференции будет также поднят вопрос об инцидентах с подтверждённым или мнимым применением химического оружия в Сирии. За эти преступления уже Запад, во главе с США, по умолчанию стремится возложить всю ответственность на официальный Дамаск.
Ещё вчера, 25 июня, замглавы МИД РФ Сергей Вершинин выступил на открытых дебатах в Совбезе ООН по теме «Международный мир и безопасность: ситуация на Ближнем Востоке и в Северной Африке». При этом он не преминул акцент поставить на том обстоятельстве, что «Никак не отвечают логике коллективного поиска решений попытки внести раскол в международные организации, такие как ОЗХО. На открывающейся во вторник внеочередной сессии конференции государств – участников ОЗХО мы, к сожалению, рискуем с вами стать свидетелями того, как техническую структуру попытаются превратить в арену политических баталий».
Таким образом, г-н Вершинин выразил нежелание поддержать резолюцию об усовершенствовании методов работы «Совместного механизма по расследованию химатак в Сирии». А это значит, что намерение британцев наделить ОЗХО функциями, не оговорёнными в химконвенции, российской делегацией будет блокировано. И дело здесь в том, как отмечает Вершинин, что «нельзя подыгрывать бандитам в их провокациях с химоружием, используя их как повод для агрессивных действий».
Делегацию от России на конференции ОЗХО возглавляет замминистра промышленности и торговли РФ Георгий Каламанов. И, задаваясь вопросом о том, что же может помешать не допущению реализации «переворота в ОЗХО», можно получить однозначный ответ – для принятия решения об изменении полномочий ОЗХО (согласно действующему регламенту), за него должна проголосовать треть участников конференции, принявших участие в голосовании. И здесь г-н Каламанов отметил, что это последнее уточнение имеет огромное значение, поскольку те, кто при голосовании воздержится, считаются не принявшими в нём участия, а значит, их голоса вообще не будут приняты в расчёт.
Между тем, британцы уже заручились поддержкой Германии, Франции, Польши, Румынии, Канады, Австралии, Новой Зеландии и Японии. Кроме этого, к ней также могут присоединиться и другие государства, которые ещё не озвучили свою позицию. Если же учесть то обстоятельство, что США поддержали эту инициативу Лондона, то позиции сторонников переформатирования ОЗХО можно назвать весьма сильными. Исходя из этого, российская сторона настойчиво призывает все ответственные государства решительно дистанцироваться от этой авантюры. Таким образом, Россия намеревается воспрепятствовать превращению «сугубо технического и до сих пор весьма успешного многостороннего нераспространенческого механизма в ещё один крайне политизированный инструмент давления стран Запада на неугодные им правительства».