Главная / Технологии

Банк «Югра» лишился лицензии ЦБ

Банк России принял решение об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у банка "Югра", занимающего 29-е место по размеру активов. Финансовое оздоровление кредитной организации регулятор не считает возможным, хотя на этом настаивал ее основной акционер Александр Хотин. Сама ситуация ранее стала причиной конфликта между ЦБ и Генпрокуратурой.

В сообщении пресс-службы регулятора говорится, что деятельность "Югры" была ориентирована на привлечение денежных средств населения и их размещение в активы неудовлетворительного качества, притом что не создавались резервы на возможные потери, адекватные принятым рискам. По итогам финансового обследования Агентство по страхованию вкладов установило, что банк полностью лишился своего капитала. ЦБ подчеркивает, что:

... бизнес-модель банка "Югра" основывалась на финансировании бизнес-проектов, связанных с бенефициарами кредитной организации за счет привлеченных денежных средств физлиц посредством выдачи кредитов компаниям, масштабы деятельности которых не соответствовали объему займов. Кредитная организация фактически не осуществляла в сколько-нибудь значимых объемах кредитование физлиц, а также юрлиц, не связанных с собственниками банка...

Только в этом году ЦБ шесть раз информировал Генпрокуратуру о фактах вывода "Югрой" активов и дважды – Росфинмониторинг об осуществлении сомнительных транзитных операций. Неоднократно применялись регулятором и меры надзорного реагирования, включая трижды вводимые ограничения на привлечение вкладов населения, но, несмотря на это, банк продолжал вести "агрессивную политику по привлечению средств населения, в том числе с использованием схемы, направленной на обход требований регулятора (наделение вкладчиков акциями банка)".

АСВ считает, что санация "Югры" экономически нецелесообразна "ввиду крайне низкого качества активов и величины выявленного дисбаланса между стоимостью активов и обязательств, принимая во внимание, что банк не является системно значимой кредитной организацией". Представленный его собственником план финансового оздоровления признан нереалистичным с точки зрения предложенных сроков, объемов и источников докапитализации. "Ведомости" писали, что Хотин обещал погасить 170 млрд руб. обязательств банка перед АСВ за 10 лет, а сам долг хотел обеспечить залогом кредитного портфеля и личным поручительством. Но в "Югру" по решению ЦБ уже назначена временная администрация до момента назначения конкурсного управляющего либо ликвидатора.

Мораторий на требования кредиторов был введен в финансовом учреждении 10 июля. Однако уже через несколько дней Генпрокуратура опротестовала решение ЦБ. Ведомство указывало, что регулятор в ходе осуществления надзорных функций и проведения проверок "Югры" не выявил нарушений обязательных нормативов (см. "Генпрокуратура просит Банк России отменить приказы по банку "Югра"). В организации действия ЦБ называли неожиданностью: бывший предправления Дмитрий Шиляев заявил, что впервые в истории российской банковской системы была остановлена работа действующего банка, у которого все в порядке. Поэтому он обратился в Арбитражный суд Москвы с иском к ЦБ. Судья Максим Кузин назначил первое заседание по делу № А40-135650/2017 на 15 августа. Юристы, комментируя перспективы спора, склонялись к тому, что одержать победу в битве с регулятором практически невозможно (см. "Иск "Югры" к Центробанку: юристы оценили шансы сторон на успех").

Однако топ-менеджмент "Югры" рассматривает отзыв лицензии как "эмоциональное давление" на клиентов, которые не спешили возвращать вклады. "Мы были абсолютно к этому готовы, – цитирует RNS Шиляева. – Стратегия владельцев банка идти до конца и отстаивать "Югру" и репутацию всеми доступными способами не меняется". Экс-предправления "Югры" также обвинил АСВ в разрушении капитала банка: по его словам, временная администрация должна была изучать финансовое состояние банка на протяжение полугода, но уже в первые дни работы искусственным образом разрушила 30-миллиардный капитал организации, создала в нем "дыру" и формальные основания для отзыва лицензии.