В этом году Apple покажет целую линейку новых моделей смартфонов, в том числе новый iPhone 8. Стоимость аппарата, по слухам, впервые в истории превысит $1000, что в российских реалиях обернется в 80-90 тыс. рублей. В издании Life полагают, что это оправданная цена для главного смартфона года. А талантливые маркетологи из Купертино легко найдут ей объяснение.
Чем ближе презентация Apple, тем больше инсайдов, что на ней продемонстрируют сразу три новых iPhone: два — для плебса, один — для элиты. Базовая пара смартфонов получит стандартные названия iPhone 7s и iPhone 7s Plus, а вот по эксклюзивной модели есть вопросы: то ли iPhone X, то ли iPhone Pro, то ли просто iPhone — единственный в своём роде.
Обычные iPhone 7s выйдут в заурядном дизайне (том, что мы видим с 2014 года) и будут стоить от $600-$650 — типичная цена для новых iPhone. Зато стоимость премиального гаджета удивит весь мир. Все эксперты говорят, что за юбилейный iPhone попросят от $1000, а Эльдар Муртазин уже спрогнозировал, что в России такой аппарат обойдётся в 80–85 тысяч рублей на старте.
Наглость, жадность, алчность? Не спешите обвинять Apple. Американская компания поступает в соответствии с той логикой, которую подсказывает рынок.
Фактически у Тима Кука было два варианта:
Очевидно, что китайцы обвалили средний ценник смартфона, поэтому Apple могла выбрать тот же курс: сократить издержки, сэкономить на материалах, уменьшить накрутку и презентовать нечто за 450–500 долларов. Гаджет наверняка стал бы бестселлером, но в Купертино исторически ненавидят такой путь. Типичный пример — iPad mini: он хорошо продавался, но его элементарно убили из-за низкой маржи. Стив Джобс презирал бюджетные гаджеты, и Тим Кук чтит этот завет бывшего босса.
Эта тактика гениальна: юбилейный iPhone будет дистанцирован и от Xiaomi (это вообще другая галактика), и даже от Samsung с их Galaxy S8. В общем, больше $1000 — подходящая сумма, чтобы смартфон Apple снова стал имиджевой, но относительно доступной вещью.
Помимо шикарного позиционирования Тим Кук выиграет ещё в трёх аспектах. Во-первых, в элитном смартфоне можно реализовать всё, о чём Кук так долго мечтал: от неубиваемого сапфирового стекла до OLED-экрана, поддержки VR и беспроводной зарядки. Во-вторых, на премиальном iPhone можно и нужно зарабатывать: разница между ценой и себестоимостью (включая издержки на маркетинг) по определению будет огромной.
В-третьих, у Apple наконец-то появится иерархия в смартфонах. Раньше она была довольно условной: либо на уровне времени (новый — старый iPhone), либо в контексте памяти (32/128/256 ГБ), либо исключительно по размеру экрана (4/4,7/5,5 дюйма). Теперь можно будет сказать: да, iPhone за $1000 однозначно круче и престижнее, чем классический iPhone 7s. Такое разделение уже давно и успешно функционирует в лэптопах (Air/Pro/обычный MacBook) и планшетах (Air/Pro и iPad 2017), поэтому беспокоиться о судьбе iPhone 7s не стоит: он найдёт свою аудиторию так же молниеносно, как карликовый iPhone SE в 2016 году.
Судьба юбилейного iPhone — быть желанным и дефицитным суперхитом. В последний раз с iPhone такое случалось в 2010 году, когда «четвёрка» поступала на прилавки крошечными партиями. В России тогда творилось абсолютное безумие: на протяжении нескольких недель в соцсети «ВКонтакте» висели объявления о продаже разблокированных американских iPhone. Цены начинались с 90 000 рублей (больше двух тысяч евро по тем временам) и заканчивались в районе 120 000 (три тысячи евро), а продавцы еле успевали отвечать на звонки и сообщения.
В этом году можно ждать чего-то подобного. $1000 — минимальная цена, так что старшие версии с большим объёмом памяти будут стоить $1200-$1300. Для самых нетерпеливых российских покупателей эта сумма сконвертируется в запредельные 150–200 тысяч рублей, и у спекулянтов обязательно будут клиенты — в том числе те, кто возьмёт по такому поводу кредит.
Предсказать очереди за юбилейным iPhone в фирменных магазинах тоже легко. Спрос непременно будет зашкаливать, ведь даже в прошлом году, когда Apple выпустила проходной iPhone, ЦУМ оккупировала толпа платёжеспособных фанатов. Главный вопрос — наличие гаджетов на полках: к примеру, в России глянцевая чёрная «семёрка» оставалась редчайшим экспонатом в течение трёх месяцев — вплоть до начала 2017 года.
Однако Apple не волнуют наши проблемы. Первостепенная задача корпорации — выпустить к 10-летию первого iPhone такой гаджет, чтобы о смартфонах с яблоком на задней панели снова говорили с придыханием. Сегодняшняя топовая модель (iPhone 7 Plus) уже не вызывает ярких эмоций, потому что все флагманские смартфоны стоят так же, как она. Apple исправит эту ситуацию: совсем скоро вопрос «Вау! У тебя новый iPhone?» будет звучать так же, как семь лет назад. С удивлением, восхищением и плохо скрываемой завистью.