Станет ли 2022 год годом восстановления мировой экономики после пандемии? Этот большой вопрос у всех на устах, поскольку праздничный перерыв подходит к концу
Одним из осложняющих факторов является то, что большинство последних крупных прогнозов было опубликовано за несколько недель до того, как вариант омикрона прокатился по миру. В то время было настроено, что восстановление действительно не за горами: МВФ прогнозирует рост на 4,9% в 2022 году, а ОЭСР – на 4,5%. Эти цифры ниже, чем прогнозируемый рост мировой экономики на 5-6% в 2021 году, но это неизбежный откат от возобновления работы после пандемических минимумов 2020 года.
Фото: https://newstyle-mag.com/
Итак, какое значение имеет omicron для состояния экономики? Мы уже знаем, что британское гостеприимство сильно пострадало, поскольку люди не ходили в рестораны. В ближайшие месяцы сочетание ужесточенных ограничений, осторожных потребителей и людей, берущих отпуск по болезни, сыграет свою роль. Однако тот факт, что новый вариант кажется более мягким, чем предполагалось изначально, означает, что ограничения снимаются быстрее и экономический эффект более умеренный, чем мог бы быть. Например, Израиль и Австралия уже ослабляют ограничения, несмотря на большое количество случаев. В то же время, пока Запад не решит проблему очень низких показателей вакцинации в некоторых частях мира, не удивляйтесь, если еще один новый вариант нанесет дополнительный ущерб как общественному здравоохранению, так и мировой экономике.
В настоящее время британский аналитический Центр экономических и бизнес-исследований (CEBR) опубликовал более свежий прогноз на 2022 год. В нем прогнозировалось, что глобальный рост в этом году достигнет 4% и что общая мировая экономика достигнет нового рекордного уровня в 100 триллионов долларов США.
Еще одно большое неизвестное – это инфляция. В 2021 году мы стали свидетелями внезапного и резкого роста инфляции в результате восстановления мировой экономической активности и возникновения узких мест в глобальной цепочке поставок. Было много споров о том, окажется ли эта инфляция временной, и центральные банки оказывались под давлением, чтобы гарантировать, что она не будет расти по спирали.
До сих пор Европейский центральный банк, Федеральная резервная система и Банк Японии воздерживались от повышения процентных ставок с очень низких уровней. Банк Англии, с другой стороны, последовал совету МВФ и повысил ставки с 0,1% до 0,25% в декабре. Этого слишком мало, чтобы обуздать инфляцию или принести какую-либо пользу, кроме увеличения стоимости заимствований для фирм и увеличения выплат по ипотеке для домашних хозяйств. Тем не менее, рынки делают ставку на то, что последует дальнейшее повышение ставок в Великобритании, и что ФРС также начнет повышать ставки весной.
Однако более важный вопрос относительно инфляции – это то, что происходит с количественным смягчением (QE). И ФРС, и ЕЦБ по-прежнему проводят количественное смягчение и ежемесячно добавляют активы в свои балансы. ФРС в настоящее время снижает скорость этих покупок с целью остановить их в марте, недавно объявив, что перенесет дату окончания с июня. ЕЦБ также заявил, что сократит количественное смягчение, но намерен пока продолжить.
Фото: https://bitnovosti.com/
Конечно, реальный вопрос заключается в том, что эти центральные банки делают на практике. Прекращение количественного смягчения и повышение процентных ставок, несомненно, будут препятствовать восстановлению – прогноз CEBR, например, предполагает, что в 2022 году рынок облигаций, акций и недвижимости упадет на 10-25%.
Торговая война между США и Китаем, вероятно, продолжится в 2022 году. Сделка «фазы 1» между двумя странами, в которой Китай согласился увеличить свои закупки определенных товаров и услуг США на общую сумму 200 миллиардов долларов в течение 2020 года, не выполнена примерно на 40% (по состоянию на конец ноября).
Срок действия сделки истек, и большой вопрос для международной торговли в 2022 году заключается в том, будет ли заключена новая сделка «фазы 2». Трудно быть особенно оптимистичным: Дональд Трамп уже давно покинул свой пост, но стратегия США в отношении Китая остается явно трамповской, без каких-либо заметных уступок китайцам при Джо Байдене.
В другом месте напряженность Запада в отношениях с Россией из-за Украины и дальнейшая эскалация экономических санкций против Путина могут иметь экономические последствия для мировой экономики – не в последнюю очередь из-за зависимости Европы от российского газа. Чем больше взаимодействия мы увидим на обоих фронтах в ближайшие месяцы, тем лучше для роста.
Что бы ни случилось с политической точки зрения, ясно, что Азия будет иметь очень важное значение для перспектив роста в 2022 году. По последним данным, в третьем квартале 2021 года основные экономики, такие как Великобритания, Япония и еврозона, все еще были меньше, чем до пандемии. Единственная крупная развитая экономика, которая уже восстановила свои потери и вернула размер, который был до COVID, это Соединенные Штаты.
Фото: https://topcor.ru/
С другой стороны, Китай хорошо справился с пандемией – хотя и с помощью строгих мер контроля – и его экономика достигла высоких темпов роста со второго квартала 2020 года. Китай борется с чрезмерной задолженностью на рынке недвижимости, но, похоже, справился. Хотя пока еще нет мнения о том, в какой степени долговые проблемы Китая станут тормозом в 2022 году, некоторые, такие как Morgan Stanley, утверждают, что сильный экспорт, адаптивная денежно-кредитная и фискальная политика, облегчение для сектора недвижимости и немного более мягкий подход к сокращению выбросов углерода указывают на достойную производительность.
Что касается Индии, экономика которой пережила двойной спад во время пандемии, она демонстрирует сильную положительную тенденцию с ожидаемым ростом на 8,5% в предстоящем году. Таким образом, я подозреваю, что в 2022 году страны Азии с формирующимся рынком возьмут на себя глобальный рост, и мировой экономический центр тяжести будет продолжать смещаться на восток ускоренными темпами.
Автор: Мухаммед Али Насир, доцент кафедры экономики и финансов Хаддерсфилдского университета