Главная / Экономика

Долгосрочные проблемы Китая заставляют его переосмыслить всю экономику

Александр Алексеенко - 09.12.21 (обновлено 09.12.21)

Народный банк Китая поощряет китайские банки увеличивать ссуды предприятиям и потребителям, сократив долю депозитов, которые они должны держать в качестве резервов, на 0,5 процентных пункта до в среднем 8,4% с 15 декабря

Он последовал за аналогичным сокращением в июле и является интересным противовесом западным центральным банкам, таким как Банк Англии и Федеральная резервная система. Они говорят об ужесточении денежно-кредитных условий для сдерживания инфляции за счет повышения процентных ставок и сокращения количественного смягчения, которое фактически создает больше денег для стимулирования кредитования. Так почему китайцы это делают и как это скажется на мировой экономике?

Фото: https://economy.24tv.ua/

Головная боль роста Китая

Официальная аргументация заключается в том, чтобы облегчить условия кредитования в условиях замедления роста сектора недвижимости и разочаровывающих темпов роста ВВП в 4,9% в третьем квартале по сравнению с 7,9% во втором квартале. Ожидается, что сокращение минимума банковских резервов, которое известно как норматив обязательных резервов или RRR, высвободит 1,2 триллиона йен дополнительных денег в экономику.

Это нацелено на поддержку спроса в Китае, чтобы к 2021 году был достигнут скромный целевой показатель роста правительства в 6%. Этой краткосрочной цели можно достичь за счет стимулирования спроса, если кредит будет расширяться и попадать в нужные места. И, в отличие от Запада, в Китае инфляция представляет меньшую проблему, поскольку денежная масса растет медленно.

Несмотря на шумиху по поводу того, что Китай оправился от своей изоляции, пандемия не улучшила его экономическое положение. Как и весь остальной мир, он столкнулся с серьезными перебоями в поставках. Некоторые из них были созданы внутри страны, но большинство из них носит глобальный характер, поскольку нехватка электронных микросхем, угля, стали и транспортных мощностей приводит к перебоям в подаче электроэнергии и отключениям. Но это краткосрочные проблемы, которые могут исчезнуть по мере ослабления пандемии. К сожалению, есть и долгосрочные проблемы, которые не решит изменение RRR.

Колебания столпов

Фактически рост в Китае снижался задолго до пандемии: с пика в 15% во втором квартале 2007 года до 6% в первые три месяца 2019 года. Стратегия роста страны основывается на четырех столпах. Часто говорят о трех – инфраструктуре, экспорте и потребителях – в то время как о четвертом говорят только шепотом в официальных кругах – и это сектор недвижимости.

Сектор недвижимости обеспечивает 25%-29% ВВП Китая, и он находится в тяжелом состоянии. В связи с тем, что крупные игроки, такие как Evergrande, перегружены долгами и изо всех сил пытаются оставаться жизнеспособными, цены на новые дома падают, а строительство значительно замедляется.

Фото: https://randomcity.net/

Собственность не является единственной экономической опорой на шаткой почве. Расходы на инфраструктуру, проводимые местными органами власти, и крупномасштабные проекты, возглавляемые государственными компаниями, хорошо служили экономике Китая в прошедшие десятилетия. Но затем разразился мировой финансовый кризис 2007-2009 годов, который вызвал в 2008 году пакет финансовых стимулов на сумму 4 триллиона иен. Денежная масса Китая увеличилась почти на 30%, что привело к удвоению цен на акции и буму на рынке недвижимости.

Пекин начал ограничивать кредитование в 2009 году в попытке обуздать этот перегрев. Одним из следствий этого явилось то, что банки начали разрабатывать альтернативные механизмы финансирования – китайскую разновидность так называемого теневого банкинга – которые отвлекали деньги на расходы местных органов власти на инфраструктуру и собственность.

Это означало, что расходы на инфраструктуру продолжались, но приносили быстро снижающуюся отдачу для экономики, поскольку большая часть из них была ненужной. Десятки миллионов квартир, даже целые города-призраки, были построены для рабочих, которые так и не приехали. Там, где раньше миграция текла из сельской местности в города, теперь она иссякла. Рост инвестиций в недвижимость достиг пика в 2013 году и продолжает расти, но более низкими темпами.

С другой стороны, экспорт по-прежнему способствует росту, поскольку глобальные цепочки поставок по-прежнему зависят от китайского производства. Но рост стоимости рабочей силы в Китае означает, что маржа прибыли часто очень мала, что мало добавляет ценности экономике, а производители подвержены гибели из-за колебаний курса юаня и нестабильности глобального спроса.

Торговая война, начатая администрацией Трампа, которая в целом продолжалась при Джо Байдене, показала Китаю, что старая модель роста, ориентированного на экспорт, ненадежна и ему необходимо продвигаться вверх по цепочке создания стоимости, уделяя больше внимания экспорту с более высокой добавленной стоимостью. (имеются в виду продукты, в которых разница между стоимостью производства и продажной ценой больше). Многие предприятия с низкой добавленной стоимостью уже переведены в Бангладеш, Вьетнам и Индонезию.

Фото: https://russiancouncil.ru/

В то же время политика Китая «одного ребенка» и предпочтение младенцев мужского пола привели к снижению рождаемости и прироста населения. Ожидается, что население Китая достигнет пика между 2025 и 2030 годами или, возможно, раньше. Коэффициент зависимости – соотношение неработающих к работающему населению – уже растет как минимум десять лет и, как ожидается, продолжит расти. Поскольку численность работающего населения сокращается, а потребительский спрос молодых и пенсионеров иждивенцев продолжает расти, потребление в Китае будет опережать объемы производства.

Поворот внутрь

Под прикрытием «всеобщего процветания» правительство сигнализирует о том, что частный сектор должен быть поставлен в орбиту государственного контроля. Он ограничил теневой банкинг и платформы однорангового кредитования, которые были спасательным кругом для многих малых предприятий, поскольку большая часть банковского кредитования ограничивается государственными предприятиями.

Правительство также ввело ограничения в таких областях, как технологический сектор, внешкольное образование и листинг на зарубежных фондовых рынках. И сообщение для мировых рынков капитала состоит в том, что Китаю не нужны иностранные финансы, если это не инвестиции с опытом и ноу-хау. Иностранные инвесторы, естественно, с тревогой отреагировали на все это вмешательство, сбросив китайские акции и отказавшись от участия в Китае. Есть несколько возможных интерпретаций этой цепочки событий: Китай, возможно, действительно недооценил реакцию глобальных инвесторов, или все это может быть тщательно продуманной стратегией, выдвинутой пандемией.

В течение некоторого времени Китай говорил о перебалансировке с экспорта на внутренний рост. Хотя расходы на инфраструктуру явно дали неоднозначные результаты, внутреннее потребление можно стимулировать, если китайские производители уменьшат свою зависимость от зарубежных клиентов и сосредоточатся ближе к дому. Пандемия и политика правительства по нулевому COVID дали ему возможность увести экономику от ориентированной на внешний рынок стратегии открытости, впервые предложенной Дэн Сяопином в 1980-х годах, к более внутренней стратегии при Си Цзиньпине сегодня.

Термин «двойное обращение» в смысле раскрытия экономического потенциала Китая внутри страны и за рубежом использовался администрацией, чтобы скрыть стремление к большей самообеспеченности в области технологий, энергетики, финансов и образования. Это будет иметь далеко идущие последствия для мировой экономики, не в последнюю очередь для британских университетов, зависящих от будущих китайских студентов.

Фото: https://ukschools.ru/

В книге «Китайское зеркало», опубликованной в 1969 году британским журналистом Деннисом Бладвортом, он объясняет политику Китая, основанную на ее древней даосской философии инь и ян. Во внешней политике Китай сначала «благоговеет» (ян), затем «успокаивает» (инь). Угроза частному сектору в Китае и запугивание иностранных инвесторов может быть частью стратегии ян. Как только в экономике появятся признаки перебалансировки в сторону внутренних расходов, мы можем увидеть стратегию инь.