Министр Олимпийских игр Японии Тамайо Марукава подтвердил, что из-за COVID зрителям не разрешат посещать Токио-2020. Это произошло после первоначальных заявлений в марте 2021 года о том, что иностранным туристам не будет разрешен въезд в Японию для мероприятий, открытие которых запланировано на 23 июля. А отсутствие посетителей означает и отсутствие дохода. Это, конечно, экономическая неудача для Японии, но особенно для туристических достопримечательностей и местных предприятий.
Учет расходов туристов в прямом эфире игр и вокруг них играет ключевую роль в окупаемости инвестиций, вложенных государством и налогоплательщиками в создание игр. Общая стоимость хостинга в настоящее время составляет $15,4 миллиарда. Это усугубит влияние на экономику Японии, которая в 2020 году сократилась на 4,8%. И туризм был главным оправданием для приема гостей.
Фото: https://www.mittelbayerische.de/
Правительство, и общественность прекрасно осознают, насколько важными были игры Токио 1964 года с точки зрения возрождения и реконструкции инфраструктуры Японии после Второй мировой войны. От строительства таких объектов, как центр дзюдо Nippon Budokan, перепрофилированного для Токио 2020, до транспортных сетей, включая сверхскоростной пассажирский экспресс Синкансэн, игры 1964 года вызвали ключевые улучшения в искусственной среде. Это, в свою очередь, стало центральным для туристической индустрии Японии. Кроме того, «Токио 1964» были первыми Олимпийскими играми, которые транслировались в прямом эфире в истории игр. Кадры, которые увидели от 600 до 800 миллионов зрителей по всему миру, продемонстрировали город и его культурные ценности.
В своей книге «Игры» 2016 года спортивный обозреватель, телеведущий и социолог Дэвид Голдблатт утверждает, что игры 1964 года были «величайшим актом коллективного переосмысления в послевоенной истории Японии». Это показывает, как проведение крупномасштабных мероприятий может способствовать долгосрочному экономическому росту и стимулировать туристические амбиции. Ожидается, что город Токио примет более 40 миллионов иностранных посетителей на Игры 2020 года. Агрессивная стратегия развития туризма была одной из структурных реформ Японии. Но свое слово сказала пандемия.
Этим реформам способствовала серия экологических потрясений. Первым было землетрясение 2011 года. Известное как великое землетрясение Тохоку, оно вызвало цунами, опустошившее большие территории на северо-востоке Японии, и привело к ядерному расплавлению АЭС Фукусима-дайити, сделав этот район непригодным для проживания и недоступным для туристов.
В рамках усилий по восстановлению, чтобы обозначить Японию как безопасное место для посещения, правительство начало десятилетнюю маркетинговую и инфраструктурную кампанию по возрождению туристической индустрии страны. Однако безопасность была только одной целью. Основная цель заключалась в перестройке туристической индустрии Японии и превращении страны в уникальное место для посещения. С этой целью были разработаны две инициативы: общенациональная кампания EnjoymyJapan, дополненная глобальной многоязычной онлайн-платформой, предназначенной для демонстрации основных достопримечательностей, активов и впечатлений страны в одном месте.
Вторая, озаглавленная «Токио», была направлена на то, чтобы проиллюстрировать взаимосвязь между старым и новым. Плакаты изображали старые культурные символы, от котов-манэки-нэко до театра кабуки, а также Hello Kitty и робототехники нового века. Разбросанные по всему городу, от рекламных щитов до вокзалов, они соседствовали с официальными плакатами Олимпийских игр Токио-2020, демонстрируя стратегическую связь между двумя кампаниями. Эти инициативы, похоже, сработали. Число иностранных туристов резко возросло с 7 миллионов в 2011 году до 31 миллиона в 2018 году. В результате Япония с 36-го места по посещаемости (после Бельгии и Болгарии) в 1995 году поднялась до 11-го в 2018 году.
Фото: https://ria.ru/
Помимо 40 миллионов посетителей, которые Япония надеялась достичь к 2020 году, была цель – 60 миллионов к 2030 году. COVID, конечно, положил этому конец. Есть основания полагать, что эти кампании могли легко существовать независимо от Олимпийских игр. Возможно, однако, без стимула к хостингу, они не могли бы ни реализоваться, ни получить уровень финансирования, необходимый для успеха. Стоит также отметить, что не все аспекты развития туризма являются экономическими. Чаще всего эти разработки также являются частью серии социальных политик.
Например, вокзалы Токио были реконструированы, чтобы сделать их более доступными для людей с ограниченными возможностями. Это идет рука об руку с соответствующими кампаниями, такими как брошюры «Единство в разнообразии», распространяемые по всей Японии, чтобы изменить отношение общества к людям с ограниченными возможностями. Это важно, поскольку исторически мало внимания уделялось потребностям людей с ограниченными возможностями, но это медленно меняется.
Значительные экономические выгоды, которые ученые называют прегасием (предварительным наследием), были получены за годы до COVID-19. Возможно, когда вернется доверие потребителей и снова будут разрешены международные путешествия для удовольствия, агрессивная стратегия развития туризма в Японии получит новый импульс. Преимущества олимпийского туризма в краткосрочной и долгосрочной перспективе неоспоримы. Однако можно ли этого достичь без миллиардов, которые стоят расходы на проведение мероприятия такого масштаба?