Сексуальный, гламурный и провокационный «Основной инстинкт» был одним из самых громких фильмов 1990-х годов. Он открыл новые горизонты своим шокирующим изображением наготы на экране (оживленным знаменитой сценой допроса со скрещиванием ног), несмотря на то что в нем был полный дыр сюжет и несколько мучительных диалогов: «Он кончил до того, как его кончили».
Но фильм Пола Верховена был целиком посвящен звездной силе: неуловимой харизме, которая возвышает одномерную часть до культовой роли, определяющей исторический момент. У Шэрон Стоун и Майкла Дугласа было много всего, и их уверенная игра сделала фильм одним из самых больших хитов десятилетия.
Фото: https://ria.ru/
«Основной инстинкт» — производный эротический триллер, блестящий фильм-нуар 1990-х годов с сомнительными художественными достоинствами и еще более сомнительной моралью. Он стремился подражать психосексуальному напряжению триллера Хичкока с сеттингом Сан-Франциско и хичкоковской блондинкой, но так и не смог полностью передать стиль или сложность такого шедевра, как «Головокружение».
В «Основном инстинкте» фигурирует несовершенный полицейский и загадочная тайна убийства, сосредоточенная на эротическом злоключении. Необычно для голливудского фильма, казалось, что он раздвигает границы дозволенного в изображении секса на экране. Но, прежде всего, этот фильм всегда будут помнить за то, что он катапультировал Шэрон Стоун к всемирной суперзвезде.
Роль, которая выходит раз в поколение, остается в памяти благодаря исключительной харизме главной героини. Каждому поколению нужна своя роковая женщина: «Двойная страховка» (1944) подарила нам Филлис Дитрихсон Барбару Стэнвик, «Клют» (1971) подарил нам Бри Дэниелс Джейн Фонду, а «Жара тела» (1981) представила невероятно обжигающую Кэтлин Тернер в роли Мэтти Уокер.
Стоун — причина, по которой так много критиков-феминисток, таких как Камилла Палья, защищали фильм, несмотря на глубоко тревожные и регрессивные идеи, которые он представлял в отношении сексуальности геев, лесбиянок и бисексуалов. Они постулируются в истории как опасные и просто смертоносные.
Фильм-нуар всегда о деньгах и власти, главном мотиваторе роковой женщины, которая использует свое сексуальное очарование, чтобы получить то, что она хочет. Подобные фильмы выделяются тем, что женщины имеют наглость добиваться финансовой независимости от мужчин.
Фото: https://www.buro247.ua/
Вспомните Бриджит О'Шонесси в «Мальтийском соколе». Эта нуар-героиня не хочет быть обязанной ни одному мужчине, поэтому она выходит и получает то, что ей нужно, чтобы идти своим путем. Конечно, феминистских критиков это волнует. Расширение прав и возможностей. Даже если, как это неизбежно бывает, мы позиционируемся с мужским персонажем — обычно это частный детектив или полицейский, который в момент слабости сбивается с пути и попадает в плен к женщине.
Киноведы-феминистки признали фильм-нуар важным жанром из-за сложности женских персонажей, что свидетельствует о переоценке гендерных ролей в послевоенный период. Кэтрин Трэммел в исполнении Стоун — нетипичная роковая женщина, поскольку она уже независимо богата благодаря успешной карьере автора популярных криминальных триллеров. Ей не нужны деньги. И все же она по-прежнему решительно смертельна.
Ее мотивы полностью связаны с сексуальным удовольствием. Она окружает себя убийцами; главные среди них — ее подруги Рокси и Хейзел Добкинс — первая убила ее братьев, а вторая убила ее мужа и детей. Оба являются немотивированными преступлениями, примечательными своим семейным контекстом.
В начале фильма любовника Кэтрин убивают, и она быстро становится подозреваемой. Но она отказывается соответствовать ожиданиям. Для детективов, которые ее допрашивают, она становится классической женщиной-пауком из фильма нуар — соблазнительной женщиной, которая плетет свою запутанную паутину вокруг ничего не подозревающих и глупых мужчин. Кэтрин сексуально активна и получает удовольствие без извинений.
В знаменитой сцене допроса постановка нарочито антагонистична. Ее окружают детективы-мужчины, которые задают ей вопросы. Она стреляет им в ответ. Линии сражений нарисованы, и Кэтрин выходит на первое место, смешивая их со своим сексуальным мастерством и пренебрежением к общепринятой морали.
Ей нравилось заниматься сексом с мертвым парнем. Но она не слишком эмоциональна из-за того, что он мертв. Она бросает вызов самому молодому и привлекательному полицейскому Нику (Дуглас) по поводу его брака и возможного употребления кокаина. Она демонстративно поддерживает зрительный контакт, скрещивает и расставляет ноги, показывая отсутствие нижнего белья. Она настоящий провокатор, играет с Ником и унижает его перед коллегами.
Фото: https://create.vista.com/
В классическом нуаре роковая женщина представляет собой сложную загадку, которую должен решить ведущий мужчина: ей редко, если вообще когда-либо, «сходит с рук это». Это неизбежно истолковывается как наказание за ее сексуальные излишества, что не может содержаться в гетеронормативном обществе.
Но этот очень специфический нео-нуар 1990-х отказался от этих тропов, чтобы представить трудную женщину как победительницу. Ледяная блондинка Стоун побеждает, как Мэтти Уокер Тернер в «Жаре тела». В конце этого фильма Мэтти наслаждается заслуженным коктейлем на тропическом пляже, в то время как человек, которого она одурачила, томится в тюремной камере.
«Основной инстинкт» продолжил эту тенденцию, и Кэтрин Трэммел сходит с рук. Нет сомнения, что это история Ника; он следит за доказательствами, делая дело. Но, по сути, он болван, который ложится в постель с женщиной, которая в какой-то момент может убить его. И когда камера отслеживает финальную сексуальную сцену, мы видим ледоруб под ее кроватью. Игра в кошки-мышки окончена, и мы знаем, что она все-таки виновата. Наконец — и впервые в истории — мы оказываемся рядом с хладнокровным и бесстрашным убийцей Стоун.
Автор: Джилл Джеймисон, старший преподаватель кино, телевидения и культурологии Университета Западной Шотландии