Главная / Культура

Неандертальские художники: кто рисовал на стенах испанских пещер 66 000 лет назад?

Александр Алексеенко - 04.07.21 (обновлено 04.07.21)

Из нескольких обнаруженных наскальных рисунков ясно, что кто-то нарисовал их в то время, когда не хватало 20 000 лет до появления первых Homo sapiens в Европе! Кто мог быть их автором?

Мы учимся рисовать и раскрашивать в детстве, и всю оставшуюся жизнь воспринимаем это умение как должное. Тем не менее, изображение реальности или простого воображения требует интеллектуальных усилий и развитого абстрактного мышления. Когда эта способность зародилась в человеческом разуме?

Фото: https://egocreo.ru/

Ученые давно это поняли. Наскальная живопись зародилась 40 000 лет назад и была «изобретена» нашими прямыми предшественниками: доисторическими людьми Homo sapiens. Именно их руки создали прекрасные картины в испанской пещере Альтамира или французской пещерной картинной галерее Ласко. Палеоантропологи были убеждены, что именно с наскальными рисунками наши предки прошли воображаемый интеллектуальный «тест на зрелость» и приступили к созданию современной цивилизации с развитыми технологиями и культурой.

Палеолитическая революция иногда упоминается в этом контексте, потому что абстрактное мышление, задокументированное наскальными рисунками, появляется внезапно, и даже его очень старые проявления, такие как изображения зверей и пушистых носорогов во французской пещере Шове 32000 лет назад, являются идеальными творениями высококвалифицированных художников. Авторами этих картин были доисторические да Винчи и Ван Гог. Что касается других человеческих видов, будь они эволюционными предками Homo sapiens или их эволюционно менее продвинутыми современниками, мы были готовы признать абстрактное мышление, как только оно подходило. Мы всегда автоматически относили наскальные рисунки к доисторическим Homo sapiens. Никто не ассоциировал неандертальцев с рисунками на стенах пещер.

Недооцененные неандертальцы

Клеймо грубого примитива неандертальцы носят с начала 20 века, когда французский палеонтолог Марселлен Буль реконструировал внешний вид этого человека на основе скелета человека, найденного недалеко от французской деревни Ла-Шапель. По словам Буля, это горбатое существо во многих отношениях было ближе к горилле, чем к сегодняшним людям. Эта ошибочная реконструкция долгое время влияла на представления специалистов и широкой общественности о неандертальцах.

Прошло много времени с тех пор, как Марселлен Буль изобразил неандертальцев грубым примитивом. Во время него ученые обнаружили новые тревожные открытия. Они обнаружили удивительно совершенные каменные орудия труда в ряде поселений неандертальцев. Они нашли зубы, которые кто-то поправил, чтобы их можно было привязать к тонкому ремешку и носить как ожерелье. Многие ученые замахали руками на тот факт, что это неуклюжая попытка неандертальцев имитировать то, что они видели у своих бесконечно более продвинутых современников из Homo sapiens. Неандертальцы даже не понимали, что копируют.

Но некоторые результаты не поддаются простому объяснению. Например, в хорватской пещере Крапина археологи нашли когти орла, которые кто-то модифицировал 130 000 лет назад, чтобы их можно было носить как ожерелье. Учитывая, что «ожерелье орла» было создано в то время, когда первым людям Homo sapiens оставалось 85 тысяч лет, мы можем без колебаний приписать его авторство неандертальцам и в то же время попрощаться с идеей, что они скопировали это создание абстрактного мышления у более продвинутых соседей.

Фото: https://www.gazeta.ru/

Другие находки показывают, что неандертальцы использовали перья птиц для украшения, а также для ритуалов. Возможно, они сделали повязки из перьев хищников и ворон, которые носили гораздо позже некоторые индейские племена в Америке. То же самое и с глиной, которой более 100000 лет – ее люди использовали для украшения своих тел, или с ожерельями из просверленных раковин того же возраста. Они, по-видимому, тоже использовались неандертальцами.

Слишком старые картины

Жоао Зильяо долгое время считал, что неандертальцы были столь же умственно развиты, как и их современный доисторический народ, Homo sapiens. По словам португальского археолога, этими якобы примитивными людьми были освоены и наскальные рисунки. Цзиляо впервые попытался доказать это в 2012 году, когда определил возраст отложений, перекрывающих простые фигуры, нарисованные доисторическими художниками на стенах пещер в Испании. Он пришел к выводу, что некоторые из минеральных покрытий формировались более 40 000 лет, а под ними рисовали неандертальцы. Однако большинство экспертов отвергли выводы португальского археолога. Они совершенно справедливо возразили, что фигуры могут быть работой первых доисторических Homo sapiens, которые нарисовали их вскоре после прибытия в Европу.

Зилхаа не остановила первая неудача. Используя современный метод датирования, он определил возраст нескольких десятков наскальных рисунков в Испании, Франции и Италии. В конце концов, в этой обширной сети застряли три улова капитала. В северной испанской пещере Пасьега на скале сформирована доисторическая картина из красной глины, образованная вертикальными и горизонтальными линиями. На первый взгляд напоминает простую лестницу. А ее возраст? Все 64 800 лет! На юге Испании, в пещере Ардалес, кто-то рисовал на сталактитах. Возраст одной из картин был определен учеными как минимум 45 300 лет. Второй датирован 65 500 лет назад! И третье. В пещере Мальтравьезо на западе Испании кто-то положил руку на камень, а затем брызнул мелкой струей воды, смешанной с красной глиной. Камень под его рукой остался неокрашенным, и по сей день на камне виден контур руки доисторического человека. Этот «негативный силуэт» был создан 66 700 лет назад!

Примерно три фигуры были нарисованы в то время, когда до появления первых Homo sapiens в Европе не хватало 20 000 лет! Так кто же приходит на ум в качестве их автора? По словам Зилхи, ответ на этот вопрос ясен: «Он был неандертальцем!» Археолог даже призывает нас вернуть неандертальцев в семью. Раньше он считался простым вариантом человека Homo sapiens. Позже, однако, возобладало мнение, что неандерталец принадлежит к отдельному виду Homo neanderthalensis.

Открытие скрещивания неандертальцев с доисторическим Homo sapiens ничего не изменило. С тех пор люди Европы и Азии несли около 2,5% неандертальских генов в наследственной информации. Догма о том, что представители двух видов не могут скрещиваться для получения полностью жизнеспособных и полностью плодовитых особей, ошибочна и далеко не всеобщая. Мы знаем много примеров из природы. Мы также можем сосчитать здесь детей, рожденных в древние предыстории людьми Homo sapiens с неандертальцами. Многие гены неандертальцев явно обрадовались и помогли им выжить в Европе и Азии в суровом климате ледникового периода.

Фото: http://www.yuri-chirkov.net/

Сторонники аргументов Зилхи также указывают на скрещивание неандертальцев с доисторическими Homo sapiens. Два человека явно не разделяла непреодолимая пропасть. У них было много общего, и их духовные миры принципиально не отличались. Противники Ziha утверждают, что метод датирования подвержен большим ошибкам. По их словам, картины далеко не такие старые. В пользу огромных различий между неандертальцами и доисторическими людьми, Homo sapiens, по мнению противников Зилхи, говорит то, что последние аборигены неандертальцев вымерли 28000 лет назад, вскоре после столкновения с иммигрантами из доисторических Homo sapiens.

Альтернативное объяснение?

Предлагается еще одно объяснение. Могли ли первые люди в Европе быть Homo sapiens 67000 лет назад? Могут ли они рисовать в испанских пещерах? В 2017 году, согласно новым находкам из марокканской пещеры Джебель-Ирхуд, начало существования Homo sapiens на африканском континенте было отодвинуто на целых 100000 лет в прошлое. Таким образом, возраст нашего вида увеличился до 300 тысяч лет. Если приписать людям очень старые картины из Испании Homo sapiens, нам пришлось бы отложить дату их прибытия в Европу «всего» на 22000 лет. Это мало или слишком много?

Ученые еще не обнаружили доказательств присутствия Homo sapiens на европейском континенте, возраст которого превышает 45 000 лет. Но отсутствие доказательств не является доказательством отсутствия. Мы не можем исключить, что они пришли на наш континент намного раньше, но мы еще не обнаружили следов этого древнего поселения. Возможно, первое такое свидетельство – очень старые фигуры из пещер Пасьега, Ардалес и Мальтравьезо. Тогда история древнейших доисторических наскальных рисунков была бы далека от завершения. Напротив, это открыло бы совершенно новую, невероятно удивительную главу.